ПМ.01 Ведение тех процессов гидрогеологических исследований

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ВЕДЕНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ по
специальности 21.02.09 «Гидрогеология и инженерная
геология»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ВЕДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
21.02.09 «Гидрогеология и инженерная геология»

2023

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов
образовательных достижений профессионального модуля ПМ.01 «Ведение
технологических процессов гидрогеологических исследований».
Комплект контрольно-оценочных средств включает задания для проведения
текущего контроля и промежуточной аттестации.
1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
В результате освоения профессионального модуля ПМ.01 «Ведение
технологических процессов гидрогеологических исследований» обучающийся
должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 21.02.09
Гидрогеология и инженерная геология следующими умениями, знаниями,
общими и профессиональными компетенциями:
Результаты обучения

Показатели оценки
результата

ОК 1 Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам

Стремление выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02 Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации и
информационные технологии для
выполнения задач
профессиональной деятельности

Систематически
использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации,
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности
Демонстрирует готовность
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

ОК 08. Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья

Демонстрирует готовность
использовать средства
физической культуры для

Форма контроля и
оценивания
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности

в процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня физической
подготовленности

ОК 09 Пользоваться
профессиональной документацией
на государственном и
иностранных языках

сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
Пользуется
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранных языках

ПК 1.1 Участвовать в выполнении
работ, связанных с изучением
гидрогеологических условий на
исследуемых объектах.

Демонстрация готовности
выполнять
гидрогеологические
работы на
производственном участке

ПК1.2 Участвовать в разработке
проекта гидрогеологических
исследований.

Демонстрация готовности
выполнять проекты
гидрогеологических работ

ПК 1.3 Вести первичную
гидрогеологическую документацию.

ПК 1.4 Осуществлять отбор и
направление на лабораторные
исследования проб воды

Демонстрация готовности
вести первичную
гидрогеологическую
документацию

Демонстрация готовности
выполнять отбор и
направление на
лабораторные
исследования проб воды

ПК 1.5 Выполнять
гидрогеологические исследования.

Демонстрация готовности
выполнять
гидрогеологические
исследования

ПК1.6 Производить камеральную
обработку материалов
гидрогеологических
исследований и составлять
технический отчет.

Демонстрация готовности
применять аппаратнопрограммные средства для

обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля

Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности
обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля
Экспертное
наблюдение и оценка
деятельности

расчетов и составления
технических отчетов по
гидрогеологическим
исследованиям

обучающегося в
процессе освоения
профессионального
модуля

1.3. Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю
Элемент модуля
МДК 01.01 Основы
гидрогеологии и технологии
гидрогеологических работ

УП.01.01 Гидрогеологическая
ПП.01.01 Ведение
технологических процессов
гидрогеологических
исследований
ПМ.01

Форма контроля и оценивания
Промежуточная
Текущий контроль
аттестация
Экзамен
Тестирование, устный опрос
Оценка результатов выполнения
практических работ, экспертное
наблюдение деятельности
обучающихся на практических
занятиях
Дифференцированный Оценка выполнения работ на
зачет
учебной практике
Дифференцированный Оценка выполнения работ на
зачет
производственной практике
Экзамен по модулю

Положительная аттестация по
МДК, учебной и
производственной практике

2. Задания для текущего и промежуточного контроля по разделам модуля.
2.1. Задания для оценки результатов освоения МДК 01.01 Основы
гидрогеологии и технологии гидрогеологических работ
Текущий контроль
Практические работы
Практическая работа 1. Систематизация анализов подземных вод
Практическая работа 2. Химические классификации природных вод
Практическая работа 3. Построение гидрохимических разрезов
Практическая работа 4. Обработка результатов определения гранулометрического
состава грунтов
Практическая работа 5. Определение основных показателей свойств грунтов
расчетным методом. Классификация грунтов по нормативным документам
Практическая работа 6. Построение инженерно - геологического разреза по
результатам бурения скважин
Критерии оценки ответов по лабораторным работам (текущий контроль):
- результат, содержащий полный правильный ответ, в установленный срок
студенту выставляется максимальное количество баллов;
- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты
ответа – более 60%) или ответ, содержащий незначительные неточности –
75% от максимального количества баллов;
- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты
ответа – от 30 до 60%) или ответ, содержащий значительные неточности, не
сдал(а) в установленный срок лабораторную работу, студенту выставляется –

40 % от максимального количества баллов;
- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты
ответа – менее 30%), неправильный ответ (ответ не по существу задания) или
отсутствие ответа – 0 % от максимального количества баллов;
Самостоятельная работа
Темы для самостоятельного изучения
1. Типы подземных вод по условиям залегания: верховодка, грунтовые воды,
напорные воды, трещинные воды, карстовые воды, минеральные воды.
2. Виды воды в горных породах
3. Охрана подземных вод
4. Буровые и горнопроходческие
работы при инженерно-геологических и
гидрогеологических исследованиях
5. Геофизические исследования при инженерно-геологических и
гидрогеологических работах
Тестовые задания
Вариант 1
1. Наиболее производительный метод бурения при изысканиях:
1. вибрационный
2. ударно-канатный
3.шнековый
2. По назначению скважины бывают:
1.зондировочные
2.разведочные
3.технические
4.все перечисленное
3.Скважины с глубиной от 30 до 100м
1.неглубокие
2.средней глубины
3.глубокие
4.Артезианские воды:
1.напорные 2.безнапорные
3.уходящие вглубь
5. Какие воды лучше всего подвергаются загрязнению
1.грунтовые
2.артезиански
е 3.подземные
4.пресные
6. Основной закон движения подземных вод:
1. закон Дарси
2. закон Дюпюи
3. закон Кулона
4. закон Ньютона
7. Вода, содержащаяся в воздухе, занимающем свободные поры в

горных породах- это:
1.парообразная 2.капиллярная
3.гравитационная
4.конституционная
8. Удаление этой воды возможно при нагревании до 100°С и выше:
1.гигроскопическая
2.кристаллизационная
3.капиллярная
9. Подземные воды, которые циркулируют по трещинам и
пустотам карстового происхождения:
1.карствоые
2.трещинные
3.минеральные
10. Скважины, которые используются для
предварительного изучения геологического разреза
1.зондировочные
2.разведочные
3.технические
4.гидрогеологические
11. Подземные горизонтальные выработки, значительной длины,
закладываемые на склонах:
1.дудка
2.шурф
3.штольня
4.скважина
12. Геофизические исследования проводят
1. с поверхности земли
2. в буровых скважинах.
3. все перечисленное
13. Цилиндрическая вертикальная выработка малого диаметра,
выполняемая специальным буровым инструментом
1.дудка
2.шурф
3.шахта
4.скважина
14. Для каких подземных вод область питания не совпадает с
областью распространения:
1. грунтовых
2. артезианских
3. верховодки
15. Механизм перемещения капиллярной влаги в грунтах
1. под действием силы тяжести
2. под действием сил поверхностного натяжения

3. под действием резонансных сил
Вариант 2
1. Способ, применяемый только для бурения скважин на воду:
1. вибрационный
2. ударно-канатный
3.шнековый
4.роторный
2.
Скважины,
которые используются для
детального изучения геологического разреза
1.зондировочные
2.разведочные
3.технические
4.гидрогеологические
3. Скважины с глубиной свыше 100м
1. неглубокие
2. средней глубины
3.глубокие
4.весьма глубокие
4. Верховодка - это:
1. водоносный горизонт, существующий один месяц
2.временное скопление подземных вод в зоне аэрации
3.подземные воды, образующиеся только во время снеготаяния и паводка
5. Межпластовыми подземными водами называют:
1. подземные воды, залегающие между двумя
водоупорными пластами
2.артезианские подземные воды
3.подземные воды залегающие под водоупорными пластами
6. Артезианские воды отличает:
1. отсутствие напора
2. наличие напора
3. зависимость режима от физико-географических факторов (рельеф, климат)
7. По гидравлическому состоянию потоки подземных вод бывают
1. безнапорные
2. напорные
3. напорно-безнапорные
4. все перечисленное
8. Вода, заполняющая узкие поры и трещины-это:
1.гигроскопическая
2.капиллярная
3.свободная
4.конституционная
9. Вода в горных породах не может находиться в состоянии:
1.жидком
2.твердом

3.парообразном
4.полутвердом
10. Подземные воды, циркулирующие в трещиноватых
горных породах:
1.карстовые
2.трещинные
3.минеральные
11. Для какого типа подземных вод по гидродинамическому
признаку свойственно при вскрытии буровыми скважинами
поднятие уровня воды выше кровли водоносного пласта, иногда
выше поверхности земли:
1.грунтовых
2.артезианских
3.верховодки
12. Метод вертикального электрическогозондирования (ВЭЗ) не
позволяет определить:
1. минерализацию грунтовых вод
2. наличие грунтовых вод
3. уровень подземных вод
13. Слой или пласт горных пород, насыщенный подземной водой
называют:
1. водоносным горизонтом
2.водоносным пластом
3.все перечисленное
14. Вода, образующаяся непосредственно на поверхности частиц
горных пород в результате процессов адсорбции молекул воды
из паров
1. капиллярная
2.парообразная
3.свободная
4.гигроскопическая
15. Вертикальная
горная
выработка
прямоугольного сечения,
проходимая
с поверхности до
глубины 30 м:
1.дудка
2.шурф
3.шахта
Вариант 3
1. Вертикальная горная выработка круглого сечения, проходимая с
поверхности до глубины 30м:
1.
дудка
2.шурф

3.шахта
2. Средняя глубина инженерно - геологических скважин
1.30 м
2.50м
3.70м
3. Неглубокие выработки(до 1,5м), применяемые для снятия
рыхлого маломощного покрова делювия или элювия с наклонных
поверхностей.
1.расчистка
2.шурф
3.штольня
4. Скважины, которые используются для
предварительного изучения геологического разреза
1.зондировочные
2.разведочные
3.технические
4.гидрогеологические
5. К методу геофизических исследований, основанному на
определении удельного электрического сопротивления
различных горных пород относится:
1. электрозондирование
2.магниторазведка
3.сейсморазведка
6. Скважины с глубиной свыше 100м
1. неглубокие
2. средней глубины
3.глубокие
4.весьма глубокие
7. Скважины, которые используются для изучения
фильтрационных свойств грунтов
1.зондировочные
2.разведочные
3.технические
4.гидрогеологические
8. Установить положение уровня подземных вод позволяют
следующие геофизические методы:
а) вертикальное электрическое
зондирование
б) радиационная съемка
в) сейсморазведка
г) гравиметрия
9. Виды воды в горных породах:

1.конституционная, пленочная,
гравитационная
2.региональная, конституционная,
тяжелая
3.неподвижная, замкнутая, сверхтекучая
10. Геофизические методы основанные на различии в скоростях
распространения упругих колебаний, возникающих как от
естественных причин, так и от специально проводимых взрывов.
1. сейсмические
2. электрические
3. гравиметрические
11. Сооружения, с помощью которых происходит захват
подземных вод для водоснабжения:
1.водозаборы
2.водопроводы
3.водоканалы
4.водоограды
12. Слабосвязанная вода-это:
1. вода, содержащаяся в воздухе, заполняющем пустоты и
трещины горных пород 2.вода, образующая на поверхности
частиц как бы вторую пленку
3.вода, образующаяся в породах при полном насыщении всех пор и трещин
водой
13. Вода, входящая в кристаллическую решетку минералов
1.кристальная
2.кристаллизационная
3.кристаллическая
4.кристаллографическая
14. Скважины, которые используются для штамповых испытаний:
1.зондировочные
2.разведочные
3.технические
15. Мощность пласта горных пород определяют по инженерногеологическому разрезу следующим образом:
1. умножают его ширину на длину
2. делят пласт на блоки равной высоты и складывают
их площади
3.определяют расстояние между кровлей и
подошвой

Критерии оценки знаний студентов при проведении тестирования
Максимальное возможное количество набранных баллов в
соответствии с БРС при проведении тестирования по самостоятельной
работе - 15 баллов. Количество набранных студентом баллов при
тестировании зависят от количества правильных ответов. Тесты
включают 15 вопросов. Тесты одновариантные. Правильный ответ на
один вопрос -1 балл.
- результат, содержащий правильный ответ на 15 тестовых вопросов,

оценивается на уровне оценки «отлично»;
- результат, содержащий правильный ответ на 12 тестовых вопросов,
оценивается на уровне оценки «хорошо»;
- результат, содержащий правильный ответ на
7 тестовых вопросов,
оценивается на уровне оценки «удовлетворительно»;
- результат, содержащий правильные ответы на менее 7 тестовых
вопросов, оценивается на уровне оценки «неудовлетворительно».

Рубежный контроль.
Рубежный контроль, который проводится по материалам пройденных разделов
в виде написания рубежных контрольных работ в период 1-ой и 2-ой
аттестаций
Вопросы для проведения первой рубежной аттестации
1. Объект и предмет гидрогеологии
2. Научные направления гидрогеологии
3. Методы исследований в гидрогеологии
4. Краткие сведения из истории развития гидрогеологии 5.Круговорот воды в
природе
6.Понятие о подземных водах
7.Происхождение подземных вод
8.Водные свойства горных пород
9.Физические свойства подземных вод
10.Химический состав подземных вод
11.Классификация вод по характеру их использования
12.Движение подземных вод
13.Интенсивность водообмена подземных вод
Вопросы для проведения второй рубежной аттестации
1. Объект и предмет инженерной геологии
2. История развития инженерной геологии
3. Научные направления инженерной геологии
4.Определение понятия «Грунт»
5.Состав и дисперсность грунтов
6.Плотность грунтов

7.Пористость и влажность грунтов
8.Пластичность и консистенция глинистых грунтов
9.Водопрочность грунтов
10. Липкость грунтов
11. Набухаемость и усадочность глинистых грунтов
12.Сжимаемость грунтов
13.Просадочность лессовых грунтов
14.Прочность грунта
15.Тиксотропные свойства грунтов
16. Инженерно – геологическая съемка и гидрогеологическая съемка
17. Опытные полевые работы и стационарные наблюдения
Критерии оценки знаний студентов при проведении рубежных
контрольных работ
Максимальное возможное количество набранных баллов в соответствии с БРС
при проведении рубежных аттестации 20 баллов. Количество набранных
студентом баллов при проведении рубежной аттестации, зависит от количества
правильных ответов. Контрольная работа пишется по вариантам. В каждом
варианте по три вопроса из перечисленных выше. Правильный ответ на 1 и 2
вопросы соответствует 7 баллам за каждый вопрос, а третий вопрос 6 баллов.
Промежуточная аттестация -зачет
Вопросы к зачету
1. Объект и предмет гидрогеологии
2. Краткие сведения из истории развития гидрогеологии
3.Круговорот воды в природе
4. Научные направления гидрогеологии
5.Интенсивность водообмена подземных вод
6. Методы исследований
7.Понятие о подземных водах
8.Происхождение подземных вод
9. Виды воды в горных породах
10. Водные свойства горных пород
11. Физические свойства подземных вод
12. Бактериальный состав подземных вод
13.Химический состав подземных вод
14.Классификация вод по условиям залегания
15.Классификация вод по характеру их использования
16. Общие понятия о движении подземных вод
17.Основной закон движения подземных вод
18. Общие сведения об охране подземных вод
19. Объект и предмет инженерной геологии
20. История развития инженерной геологии
21. Научные направления инженерной геологии
22. Состав и дисперсность грунтов
23.Плотность грунтов
24.Пористость и влажность грунтов
25.Пластичность и консистенция глинистых грунтов

26.Водопрочность грунтов
27. Липкость грунтов
28. Набухаемость и усадочность глинистых грунтов
29.Сжимаемость грунтов
30.Просадочность лессовых грунтов
31.Прочность грунта
32.Тиксотропные свойства грунтов
33. Стационарные наблюдения
34.Инженерно – геологическая съемка
35. Гидрогеологическая съемка
36. Геофизические исследования при инженерно-геологических и
гидрогеологических работах
37. Буровые и
горнопроходческие
работы
при инженерногеологических и гидрогеологических исследованиях
38. Опытные полевые работы
39. Лабораторные исследования
Критерии оценки знаний студента на зачете
Оценка «зачтено» выставляется студенту, показавшему всесторонние,
систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и
умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач,
свободное и правильное обоснование принятых решений или если он твердо
знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять
полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач
некоторые неточности, которые может устранить с помощью дополнительных
вопросов преподавателя, он владеет основными разделами учебной программы,
необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные
знания по образцу в стандартной ситуации.
Оценка «не зачтено» - выставляется студенту, который не знает большей
части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает
грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет
использовать полученные знания при решении типовых практических задач.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».