Рабочая программа физика 6 ОР-24

Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.00 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ
по специальности 21.02.15 «Открытые горные работы»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.06.У ФИЗИКА
Квалификация техник

2024 г.
1

Программа ОУД «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
21.02.15 «Открытые горные работы»
Организация-разработчик: ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик:
Фурсаева Галина Анатольевна, преподаватель физики

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины................................................................................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ......................... .14
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ............ ..23
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
..26

3

1. Общая

характеристика
общеобразовательной дисциплины

примерной

рабочей

программы

Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
21.02.15 « Открытые горные работы».
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на
достижение следующих целей:

 формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости
физических знаний для современного квалифицированного
осуществлении его профессиональной деятельности;

специалиста

при

 овладение специфической системой физических понятий, терминологией и
символикой;

 освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
 овладение основными методами научного познания природы, используемыми в
физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение
эксперимента);
 овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные
результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом
явлении, делать выводы;

 формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
 развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников
информации современных информационных технологий; умений формулировать и
обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников;

 воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:

 приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в
основе современной физической картины мира, принципов действия технических
устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;

 понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках
производственной деятельности;

 освоение способов использования физических знаний для решения практических
и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и
технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств,
обеспечения безопасности производства и охраны природы;
 формирование умений решать учебно-практические
содержания с учётом профессиональной направленности;

задачи

физического

4

 приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать
проблемы с учётом профессиональной направленности;

 формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую
информацию с учётом профессиональной направленности;

 подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей
профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности,
характерных для профессий/должностей служащих или специальностей, получаемых в
профессиональных образовательных организациях;
 подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста:
самообразования, коммуникации, сотрудничества, принятия решений в стандартной и
нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений,
эффективного и безопасного использования различных технических устройств,
соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы
среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации
профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы
деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное
ионизирующие излучения;

поле,

волна,

фотон,

атом,

атомное

ядро,

 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;
 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения
энергии,
импульса
и
электрического
электромагнитной индукции, фотоэффекта;

заряда,

термодинамики,

 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
 выдвигать гипотезы и строить модели,
 применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных
физических явлений и свойств веществ;

 практически использовать физические знания;
 оценивать достоверность естественно научной информации;
 использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
 Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов,
жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение
электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом;
фотоэффект;
5

 Отличать гипотезы от научных теорий;
 Делать выводы на основе экспериментальных данных;
 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются
основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность
теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные
явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

 приводить примеры практического использования физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики
в создании ядерной энергетики, лазеров;
 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях.
 Применять полученные знания для решения физических задач;
 Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их
погрешностей.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК

6

Код и наименование формируемых
компетенций
ОК01.Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
- сформированность представлений о роли и
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
месте физики и астрономии в современной
мастерства, трудолюбие;
научной картине мира, о системообразующей
- готовность к активной деятельности
роли физики в развитии естественных наук,
технологической и социальной направленности,
техники и современных технологий, о вкладе
способность инициировать, планировать и
российских и зарубежных ученых-физиков в
самостоятельно выполнять такую деятельность;
развитие науки; понимание физической
- интерес к различным сферам профессиональной сущности наблюдаемых явлений микромира,
деятельности,
макромира и мегамира; понимание роли
астрономии в практической деятельности
Овладение универсальными учебными
человека и дальнейшем научно-техническом
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
развитии, роли физики в формировании
- самостоятельно формулировать и
кругозора и функциональной грамотности
актуализировать проблему, рассматривать ее
человека для решения практических задач;
всесторонне;
- владеть основополагающими физическими
- устанавливать существенный признак или
понятиями и величинами, характеризующими
основания для сравнения, классификации и
физические процессы (связанными с
обобщения;
механическим движением, взаимодействием
- определять цели деятельности, задавать
тел, механическими колебаниями и волнами;
параметры и критерии их достижения;
атомно-молекулярным строением вещества,
- выявлять закономерности и противоречия в
тепловыми процессами; электрическим и
рассматриваемых явлениях;
магнитным полями, электрическим током,
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
электромагнитными колебаниями и волнами;
соответствие результатов целям, оценивать риски оптическими явлениями; квантовыми
последствий деятельности;
явлениями, строением атома и атомного ядра,
- развивать креативное мышление при решении
радиоактивностью); владеть
жизненных проблем
основополагающими астрономическими
понятиями, позволяющими характеризовать
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
процессы, происходящие на звездах, в
проектной деятельности, навыками разрешения
звездных системах, в межгалактической среде;
проблем;
движение небесных тел, эволюцию звезд и
- выявлять причинно-следственные связи и
Вселенной;
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
- владеть закономерностями, законами и
7

решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике

ОК02.Использовать современные

В областиценности научного познания:

теориями (закон всемирного тяготения, I, II и
III законы Ньютона, закон сохранения
механической энергии, закон сохранения
импульса, принцип суперпозиции сил,
принцип равноправности инерциальных
систем отсчета; молекулярно-кинетическую
теорию строения вещества, газовые законы,
первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон
Кулона, закон Ома для участка цепи, закон
Ома для полной электрической цепи, закон
Джоуля - Ленца, закон электромагнитной
индукции, закон сохранения энергии, закон
прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света;
закон сохранения энергии, закон сохранения
импульса, закон сохранения электрического
заряда, закон сохранения массового числа,
постулаты Бора, закон радиоактивного
распада); уверенное использование законов и
закономерностей при анализе физических
явлений и процессов;
- сформировать умения решать расчетные
задачи с явно заданной физической моделью,
используя физические законы и принципы; на
основе анализа условия задачи выбирать
физическую модель, выделять физические
величины и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической
величины; решать качественные задачи,
выстраивая логически непротиворечивую
цепочку рассуждений с опорой на изученные
законы, закономерности и физические явления
-сформировать умения учитывать границы
8

средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности

- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной

применения изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система
отсчета, идеальный газ; модели строения газов,
жидкостей и твердых тел, точечный
электрический заряд, ядерная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра при решении
физических задач;
- сформировать собственную позицию по
отношению к физической информации,
получаемой из разных источников, уметь
использовать цифровые технологии для
поиска, структурирования, интерпретации и
представления учебной и научно-популярной
информации; развить умения критического
анализа получаемой информации

9

безопасности;

ОК03.Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных
ситуациях

- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и
(или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:

- владеть основными методами научного
познания, используемыми в физике: проводить
прямые и косвенные измерения физических
величин, выбирая оптимальный способ
измерения и используя известные методы
оценки погрешностей измерений, проводить
исследование зависимостей физических
величин с использованием прямых измерений,
объяснять полученные результаты, используя
физические теории, законы и понятия, и делать
выводы; соблюдать правила безопасного труда
при проведении исследований в рамках
учебного эксперимента и учебноисследовательской деятельности с
использованием цифровых измерительных
устройств и лабораторного оборудования;
сформированность представлений о методах
получения научных астрономических знаний

10

использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление
к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;

ОК04.Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию, самостоятельности
и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного

- овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально
распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого
из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы

11

взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного
контекста

- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В областиэстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;

- сформировать умения распознавать
физические явления (процессы) и объяснять их
на основе изученных законов: равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение,
свободное падение тел, движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел,
колебательное движение, резонанс, волновое
движение; диффузия, броуновское движение,
строение жидкостей и твердых тел, изменение
объема тел при нагревании (охлаждении),
тепловое равновесие, испарение, конденсация,
плавление, кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, связь средней
кинетической энергии теплового движения
молекул с абсолютной температурой,
повышение давления газа при его нагревании в
закрытом сосуде, связь между параметрами
состояния газа в изопроцессах; электризация
тел, взаимодействие зарядов, нагревание
проводника с током, взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие
12

- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

В областиэкологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
ПК 1.1
Навыки:
Разрабатывать и интерпретировать – расчета главных параметров карьера, выбора
техническую и технологическую
оптимальной технологической схемы, комплекта
документацию на ведение горных и
оборудования,
расчета
параметров
взрывных работ
технологических
процессов
при
ведении
открытых горных работ;

магнитного поля на проводник с током и
движущийся заряд, электромагнитные
колебания и волны, прямолинейное
распространение света, отражение,
преломление, интерференция, дифракция и
поляризация света, дисперсия света;
фотоэлектрический эффект, световое давление,
возникновение линейчатого спектра атома
водорода, естественная и искусственная
радиоактивность
- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования

Основная задача динамики. Сила. Масса.
Законы механики Ньютона. Силы в природе.
Сила тяжести и сила всемирного тяготения.
Закон всемирного тяготения. Вес. Границы
применимости физических законов и теорий.
Принцип соответствия. Понятие о физической
13

– оформления технической документации на
ведение горных и взрывных работ с
использованием
автоматизированных
информационных систем
Умения:
− обосновывать главные параметры, режим
горных работ и их механизацию;
− рассчитывать показатели и технологических
процессов и их оборудования;
− обосновывать технологию горных работ и
соответствующую механизацию;
− заполнять отчетные документы, разрабатывать
наряды
и
задания,
контролировать
их
выполнение, составлять графики работ;
−
обосновать
применение
на
уступе
оборудования, соответствующего свойствам
разрабатываемых пород;
− рассчитывать параметры системы разработки;
−
использовать
автоматизированные
информационные системы для оформление
технической и технологической документации;
−
интерпретировать
техническую
и
технологическую документацию на ведение
горных и взрывных работ.
Знания:
− принципы выбора главных параметров карьера;
− принципы выбора технологии и механизации
открытых горных работ, способы добычи
полезных ископаемых;
− основные технологические требования и
правила безопасности при ведении открытых
горных работ;
−
способы
добычи
твердых
полезных
ископаемых, понятие о карьерном поле, горном и
земельном отводе, способы добычи твердых

картине мира. Погрешности измерений
физических величин. Условия, необходимые
для возникновения и поддержания
электрического тока. Сила тока и плотность
тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость
электрического сопротивления от материала,
длины и площади поперечного сечения
проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
Температурный коэффициент сопротивления.
Сверхпроводимость. Работа и мощность
постоянного тока. Тепловое действие тока.
Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила
источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Электрические цепи. Параллельное и
последовательное соединение проводников.
Законы Кирхгофа для узла. Соединение
источников электрической энергии в батарею

14

полезных ископаемых, запасы
полезного ископаемого и его потери при
разработке, влияние на окружающую среду;
− взаимовлияние свойств горных пород на
расположение
горного
и
транспортного
оборудования на уступе;
− принципы развития горных работ и порядок
отработки залежи; порядок формирования
рабочей зоны карьера, принципы выбора
вскрытия
рабочих
горизонтов
карьера,
характеристики фронта горных работ, системы
открытой разработки месторождения и ее
параметры
ПК 1.2.
Организовывать и контролировать
технологические процессы на участке
при ведении открытых горных работ

Навыки:
− контроля за проведением открытых горных
работ, а также работ по обеспечению
функционирования оборудования и технических
систем горного производства;
− контроля за технологическими процессами на
участке при ведении открытых горных работ,
оперативного
выявления и устранения причин нарушений
технологических процессов
Умения:
− планировать перспективные и текущие планы
ведения горных работ на участке;
− оформлять технологические карты по видам
горных работ в соответствии с требованиями
нормативных документов;
− определять на плане направление ведения
горных работ на участке;
− определять на плане горных работ место
установки горной техники и оборудования;
− организовывать и контролировать работу

Основная задача динамики. Сила. Масса.
Законы механики Ньютона. Силы в природе.
Сила тяжести и сила всемирного тяготения.
Закон всемирного тяготения. Вес. Границы
применимости физических законов и теорий.
Принцип соответствия. Понятие о физической
картине мира. Погрешности измерений
физических величин. Условия, необходимые
для возникновения и поддержания
электрического тока. Сила тока и плотность
тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость
электрического сопротивления от материала,
длины и площади поперечного сечения
проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
Температурный коэффициент сопротивления.
Сверхпроводимость. Работа и мощность
постоянного тока. Тепловое действие тока.
Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила
источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Электрические цепи. Параллельное и
15

горнотранспортного оборудования;
последовательное соединение проводников.
− определять по профильным сечениям элементы Законы Кирхгофа для узла. Соединение
залегания полезного ископаемого, порядок
источников электрической энергии в батарею
разработки участка;
− рассчитывать объемы вскрышных и добычных
работ на участке, определять коэффициент
вскрыши;
− выбирать схемы ведения горных работ для
заданных горно-геологических и
горнотехнических условий;
выявлять нарушения в технологии ведения
горных работ открытым способом.
Знания:
− технологические процессы, методы и способы
ведения горных работ, технические средства,
технологические нормативы, условия и
детальный порядок осуществления
технологических процессов (технологические
регламенты);
− типовые технологические схемы открытой
разработки месторождений полезных
ископаемых;
− главные параметры карьера, вскрытие
карьерного поля, системы открытой разработки,
режим горных работ, технологию и механизацию
открытых горных работ;
− горно-геологических условия, назначения и
специфика проведения горных работ;
− системы разработки и схемы вскрытия
месторождений в различных горно-геологических
и горнотехнических условиях;
− законы и иные нормативные правовые акты в
области геологического изучения, использования
и охраны недр и окружающей среды;
− условия использования горнодобывающего
16

оборудования применительно к конкретным
задачам.
ПК 1.3.
Организовывать и контролировать
ведение работ по обслуживанию
вспомогательных технологических
процессов

Навыки:
построения
графика
организации
вспомогательных работ для осуществления
технологических процессов открытых горных
работ;
- организации работы ремонтной службы:
ежесменное, плановое и сезонное обслуживание;
- организации контроля за качеством выполнения
технических осмотров машин и механизмов за
правильной
их
эксплуатацией
и
своевременностью текущих ремонтов.
Умения:
- определять особо опасные ситуации при
ведении горных и взрывных работ;
- определять на плане горных работ место
установки горной техники и оборудования;
- определять направление ведения горных работ
на
участке;
расположение
транспортных
коммуникаций и линий электроснабжения;
- оценивать качество подготовки забоя взрывным
способом;
- обосновывать выбор оборудования для
механизации взрывных работ;
- строить трассу вскрывающих выработок;
- формировать комплексы основного и
вспомогательного оборудования;
- организовывать рациональную и безопасную
эксплуатацию электроустановок на карьерах;
- обосновывать выбор напряжений и схем
электроснабжения карьера и его отдельных
участков;
рассчитывать
элементы
системы

Импульс тела. Импульс силы. Закон
сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Закон сохранения механической энергии.
Работа силы тяжести и силы упругости.
Консервативные силы. Применение законов
сохранения. Практическое применение
физических знаний в повседневной жизни для
использования простых механизмов,
инструментов, транспортных средств

17

электроснабжения карьера;
-рассчитывать защитное заземление и системы
освещения карьера.
Знания:
− основные сведения о ремонте горных машин;
− расчет эксплуатационных характеристик
горных машин и карьерного транспорта;
− устройство, принцип действия, условия
применения и правила эксплуатации карьерного
транспорта;
− устройство, принцип действия, область
применения
и
правила
эксплуатации
стационарных машин: насосов,
компрессоров, вентиляторов, подъемных машин;
− технология осушения и проветривания горных
выработок;
− правила эксплуатации электрооборудования;
− принципы построения и общую характеристику
систем и элементов автоматизации горного
производства;
− технология осушения и проветривания горных
выработок;
− особенности электрификации и перспективы
развития электроснабжения;
− устройство систем электроснабжения, их
основные элементы на открытых горных
разработках;
− способы и средства защиты электроустановок и
обслуживающего персонала от поражения током
в условиях горного производства;
− основные методы расчета и проектирования
системы электроснабжения открытых горных
работ;
−
принципы
и
способы
эффективной
эксплуатации электрохозяйства карьеров.
18

− виды, технические характеристики и правила
эксплуатации автотранспорта, оборудования,
энергосетей,
приборов
и
инструмента,
применяемых на открытых горных работах;
− порядок, правила технического обслуживания и
ремонта применяемого оборудования.
ПК 1.4.Организовывать и
контролировать
выполнение взрывных работ
при ведении открытых горных работ

Навыки
-оформления технической документации на
ведение горных и взрывных работ;
- участия в проведении мероприятий по
обеспечению безопасности ведения взрывных
работ.
Умения:
- применять технические и другие документы,
регламентирующие порядок качества и
безопасность выполнения горных и взрывных
работ;
- самостоятельно составлять и читать паспорта
буровзрывных работ;
- оценивать влияние свойств горных пород и
состояния породного массива на выбор
технологии и механизации
буровзрывных работ;
- выбирать тип взрывчатых веществ при расчетах
и проектировании взрывных работ;
- различных горно-геологических и горнотехнических условиях;
- рассчитывать процессы превращения
взрывчатых веществ при взрыве и анализировать
результаты производства взрывных работ;
- контролировать выполнение правил
безопасности при проведении взрывных работ.
Знания:
- взрывчатые вещества, химические реакции,

Импульс тела. Импульс силы. Закон
сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Закон сохранения механической энергии.
Работа силы тяжести и силы упругости.
Консервативные силы. Применение законов
сохранения. Практическое применение
физических знаний в повседневной жизни для
использования простых механизмов,
инструментов, транспортных средств

19

протекающие при взрыве;
- классификация взрывчатых веществ по
химическому составу; химические формулы,
химические и физические свойства основных
типов взрывчатых веществ;
- основные химические процессы и технологии
получения взрывчатых веществ типа химических
соединений; вопросы химического
взаимодействия компонент взрывчатых веществ с
горными породами;
- свойства и классификации горных пород,
параметры состояния породных массивов;
- закономерности изменения свойств горных
пород и породных массивов под воздействием
физических полей.
ПК.2.1.
Обеспечивать производственный
контроль за
соблюдением требований
промышленной
безопасности на горном участке

Навыки:
-оперативного контроля за состоянием
промышленной безопасности на рабочих местах
при ведении открытых горных работ;
- выявления нарушений при эксплуатации
горнотранспортного оборудования и
технологического процесса ведения горных
работ, которые создают угрозу жизни и здоровью
работников;
Умения:
-применять законодательные нормативные
правовые акты Российской Федерации в области
промышленной безопасности;
- определять особо опасные ситуации при
производстве горных и взрывных работ;
-идентифицировать опасные производственные
факторы на горном участке;
- участвовать в разработке локальных
документов организации в области управления

- Соблюдение правил безопасного труда при
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской
деятельности с использованием цифровых
измерительных устройств и лабораторного
оборудования.
- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования

20

промышленной безопасности;
- обеспечивать проверки состояния
промышленной безопасности; обеспечивать
проведение подготовки
и аттестации работников в области
промышленной безопасности
Знания:
-законодательство Российской Федерации в
области промышленной безопасности,
технического регулирования; требования
федеральных и региональных законодательных
актов, норм и инструкций в области
промышленной безопасности
ведения горных работ открытым способом;
требования по обеспечению безопасности
технологических процессов, эксплуатации зданий
и сооружений, машин и механизмов,
оборудования, электроустановок, транспортных
средств, применяемых на участке;
экологические последствия открытых горных
работ и их влияния на окружающую среду; план
ликвидации аварий, действия в чрезвычайных и
аварийных ситуациях; способы и средства
предупреждения и
локализации опасных производственных
факторов, обусловленных деятельностью
организации;
организация, методы и средства ведения
спасательных работ и ликвидации аварий в
организации потенциальные факторы риска для
жизни и
здоровья людей при эксплуатации горного и
горнотранспортного оборудования; методы и
средства защиты производственного персонала от
возможных
21

последствий аварий;
ПК.2.2.
Содействовать обеспечению
функционирования системы
управления
охраной труда

Навыки:
проверки технологического объекта на
соответствие требованиям охраны труда ведения
учетной документации по охране труда
Умения:
участвовать в разработке проектов локальных
нормативных актов с соблюдением
государственных нормативных требований
охраны труда; использовать системы
электронного документооборота; пользоваться
цифровыми платформами, справочными
правовыми системами, базами данных в области
охраны труда;
использовать прикладные компьютерные
программы для формирования проектов
локальных нормативных актов, оформления
отчетов, создания электронных таблиц
Знания:
Требования трудового законодательства
Российской Федерации и законодательства
Российской Федерации в области охраны труда, в
том числе о техническом
регулировании, о промышленной, пожарной
безопасности, о санитарно- эпидемиологическом
благополучии населения; требования к
документационному обеспечению систем
управления охраной труда; требования к порядку
расследования
несчастных случаев

ПК.2.3.
Навыки:
Обеспечивать контроль за соблюдением оперативного
требований охраны труда,
оборудования;

контроля

рабочих

мест

- Соблюдение правил безопасного труда при
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской
деятельности с использованием цифровых
измерительных устройств и лабораторного
оборудования.
- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования

- Соблюдение правил безопасного труда при
и проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской
22

включая состояние рабочих мест и обеспечения исполнения мероприятий по
оборудования на горном участке
улучшению условий труда, разработанных по
результатам специальной оценки условий труда;
контроля применения персоналом средств
коллективной и индивидуальной защиты;
Умения:
применять методы оценки вредных и (или)
опасных
производственных факторов, опасностей;
идентифицировать факторы производственной
среды
и трудового процесса; обеспечивать проведение
производственного контроля условий труда,
специальной оценки условий труда
Знания:
источники и характеристики вредных и (или)
опасных факторов производственной среды и
трудового процесса, их классификация; методы
идентификации
потенциально вредных и (или) опасных
производственных факторов; основные вопросы
гигиенической оценки и классификации условий
труда;
перечень мероприятий по улучшению условий и
охраны труда

деятельности с использованием цифровых
измерительных устройств и лабораторного
оборудования.
- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования

ПК.2.4.
Обеспечивать проведение мероприятий,
направленных на снижение
профессиональных рисков

- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами.
- Соблюдение правил безопасного труда при
проведении исследований в рамках учебного

Навыки:
выявления, анализа и оценки профессиональных
рисков;
предупреждения производственного травматизма
и профзаболеваний;
действия в аварийных ситуациях; оказания
первой помощи пострадавшим
Умения:
Применять методы оценки профессиональных

23

ПК 3.1.
Обеспечивать выполнение плановых
показателей на горном участке

рисков на рабочих местах;
разрабатывать меры управления рисками на
основе анализа принимаемых мер и возможности
дальнейшего снижения уровней
профессиональных рисков;
проводить аварийно-спасательные работы;
владеть приемами оказания первой помощи
пострадавшим
Знания:
порядок оценки профессиональных рисков;
перечень мероприятий по снижению уровней
профессиональных рисков;
правила поведения при авариях и инцидентах;
плана ликвидации аварии (ПЛА) при проведении
открытых горных работ методы и средства
оказания первой помощи пострадавшим при
несчастных случаях и авариях

эксперимента и учебно-исследовательской
деятельности с использованием цифровых
измерительных устройств и лабораторного
оборудования.
Основы кинематики. Основымолекулярно
- кинетическойтеории. Агрегатные состояния
вещества и фазовые переходы.
Основытермодинамики. Электрическое поле.
Магнитноеполе. Электромагнитнаяиндукция.
Механическиеколебанияиволны.
Электромагнитныеколебанияиволны.
Природасвета.

Навыки:
руководства коллективом смены на участке
работ,
отвечающим за рациональную организацию
производственного процесса в соответствии
с требованиями технологических,
производственных
инструкций и правил безопасности при
проведении открытых горных работ; определения
потребности
в технических средствах, инструменте,
материалах
и услугах вспомогательных служб, организации и
контроля их обеспечения;
Умения:
обеспечивать и контролировать выполнение
технологии и графиков работ; составлять

- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами.
- сформировать систему представлений о роли
и месте физики и астрономии в современной
научной картине мира, о системообразующей
роли физики в развитии естественных наук,
техники и современных технологий, о вкладе
российских и зарубежных ученых-физиков в
развитие науки; понимание физической
сущности наблюдаемых явлений микромира,
макромира и мегамира; понимание роли
астрономии в практической деятельности
24

ПК 3.2.
Анализировать процесс и результаты
Деятельности персонала участка,
планировать и организовывать
мероприятия,направленные на
повышение производительности труда
за счет устранения всех видов потерь

производственную
сводку по результатам деятельности горного
участка;
определять факторы, влияющие на себестоимость
работ и факторы, влияющие на
производительность труда по участку; вести
первичный учет выполняемых работ;
Знания:
область экономики горного производства и
технологии
открытой разработки месторождений;
организационно-распорядительных документов,
Единый тарифно- квалификационный справочник
Работ и профессий рабочих (ЕКТС), касающиеся
производства горных работ;
нормы выработки для персонала участка;
факторы, влияющих на производительность
труда;
системы оплаты труда;

человека и дальнейшем научно-техническом
развитии, роли физики в формировании
кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
- овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально
распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого
из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы
Основы кинематики. Основымолекулярно
- кинетическойтеории. Агрегатные состояния
вещества и фазовые переходы.
Основытермодинамики. Электрическое поле.
Магнитноеполе. Электромагнитнаяиндукция.
Механическиеколебанияиволны.
Электромагнитныеколебанияиволны.
Природасвета.

Навыки:
выполнения технико-экономических показателей
деятельности участка при проведении открытых
горных работ;
осуществления количественного и качественного
учета выполненных работ;
Умения:
обеспечивать условия по сокращению простоев и
всех видов потерь;
определять потребности горного участка в
технических средствах, инструменте, материалах
и услугах вспомогательных служб, организации и
контроле их
обеспечения;
Знания:

- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами.
- овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально
распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого
из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы
- сформировать умения распознавать
25

ПК.3.3.
Обеспечивать мотивацию и
стимулирование
трудовой деятельности персонала

основные показатели деятельности горного
участка:
действующие положения по оплате труда
работников
порядок, правила технического обслуживания
и ремонта применяемого оборудования; нормы
и расценки на горные работы, порядок их
пересмотра;

физические явления (процессы) и объяснять их
на основе изученных законов
Основы кинематики. Основымолекулярно
- кинетическойтеории. Агрегатные состояния
вещества и фазовые переходы.
Основытермодинамики. Электрическое поле.
Магнитноеполе. Электромагнитнаяиндукция.
Механическиеколебанияиволны.
Электромагнитныеколебанияиволны.
Природасвета.

Навыки:
организации трудовых отношений в коллективе
на основе современных методов, принципов
управления, передового производственного
опыта, технических,
финансовых, социальных и личностных
факторов;
разработки предложений по повышению
мотивации работников к безопасному труду и их
заинтересованности в улучшении условий труда
Умения:
оценивать трудовую дисциплину и трудовое
участие персонала в производственной
деятельности подразделения; решать
конфликтные ситуации в коллективе;
оценивать мотивационные потребности
персонала;
владеть приемами морального стимулирования
персонала и управления конфликтными
ситуациями
выстраивать эффективные коммуникации с
коллегами и руководством
Знания:
Методы мотивации и стимулирования

- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования
- сформировать умения распознавать
физические явления (процессы) и объяснять их
на основе изученных законов
Основы кинематики. Основымолекулярно
- кинетическойтеории. Агрегатные состояния
вещества и фазовые переходы.
Основытермодинамики. Электрическое поле.
Магнитноеполе. Электромагнитнаяиндукция.
Механическиеколебанияиволны.
Электромагнитныеколебанияиволны.
Природасвета.
26

работников к безопасному труду;
управления конфликтами; факторы, влияющие на
психологический климат в коллективе;
принципы делового общения в коллективе;
основы менеджмента
ПК. 3.4.
Проводить инструктажи по
охране труда и промышленной
безопасности

Навыки:
Проведения инструктажа работников опасных
Производственных объектов о соблюдении
требований охраны труда и промышленной
безопасности; выдачи
Задания (наряда) на проведение открытых горных
работ на основании риск- ориентированного
подхода
Умения:
анализировать и доводить до подчиненных
возможные места и причины возникновения
опасных производственных ситуаций;
Знания:
виды инструктажей; инструкции по охране труда
и промышленной безопасности; правил
внутреннего распорядка организации порядок
выдачи нарядов и порядок допуска работников к
выполнению нарядов

- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия
практических решений в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении
с бытовыми приборами и техническими
устройствами.
- соблюдать правила безопасного труда при
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской
деятельности с использованием цифровых
измерительных устройств и лабораторного
оборудования;

27

2. Структураисодержание общеобразовательной дисциплины
2.1Объем дисциплиныивидыучебнойработы
Видучебнойработ
ы
Объем образовательной программы
дисциплины
Самостоятельная учебная нагрузка
1.Основноесодержание

Объемвч
асах
178
16
162

вт. Ч.:
Теоретическое обучение

68

Лабораторные занятия

18

Контрольные работы

12

2.Профессиональноориентированноесодержание
вт. Ч.:

58

Теоретическое обучение

46

Лабораторные занятия

12

Консультация

2

Промежуточнаяаттестация(экзамен)

4

28

2.2.Тематическийпланисодержаниедисциплины«Физика»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, индивидуальный проект(если предусмотрены)

1
2
Введение.
Содержание учебного материала:
Физика и методы Физика—фундаментальная наука о природе и её связь с другими предметами
Научного познания .Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических
явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических
законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира.
Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении
специальности «открытые горные работы»
Раздел1.Механика
Тема1.1
Содержание учебного материала:
Основы кинематики Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные
физически величины. Относительность механического движения. Система отсчета.
Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение
движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с
постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения.
Равномерное
движение
точки
по
окружности,
угловая
скорость.
Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела
Практическая работа №1 «Построение графика зависимости координаты и скорости
от времени»
Лабораторная работа № 1 Измерение ускорения тела
Тема1.2
Содержание учебного материала:
Основыдинамики
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
природе.Силатяжестиисилавсемирноготяготения.Законвсемирноготяготения.Перваяк
осмическаяскорость.ДвижениепланетималыхтелСолнечнойсистемы.Вес.Невесомость
.Силыупругости.Силытрения
Лабораторная работа № 2 Исследование движения тела под действием

Объем
часов
3
2

32
6

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4
ОК03
ОК05
ПК.3.4

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ПК 2.3
ПК2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3

2
2
4

2
29

постоянной силы
Тема1.3
Содержание учебного материала:
Законы сохранения Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная
вмеханике
энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы
упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование
законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития
космических исследований, границы применимости классической механики.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для
использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств
Равновесие тел. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось
Тема 1.4
Статика
движения. Момент силы. Необходимые и достаточные условия равновесия твердых
тел
Практическая работа № 2 «Составление уравнения равновесия твердого тела»
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»
Контрольная работа с профессионально направленностью по разделу «Механика»№1
Раздел2.Молекулярнаяфизикаитермодинамика
Тема2.1
Содержание учебного материала:
Основные
положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул
Основы
молекулярно
и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного
- кинетической
взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ.
теории
Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая
шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их
измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики.
Газовые законы. Молярная газовая постоянная
Решение задач с профессиональной направленностью
Содержание учебного материала:
Тема 2.2
Свойства
жидкостей.
Характеристика
жидкого состояния вещества.
Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Смачивание.
Агрегатные
состояния вещества Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Влажность
воздуха
и фазовые
Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства.
переходы
Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения

4

6

2
2
2
26
6

2

ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ПК 2.3
ПК2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3

4

30

влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость
температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.
Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества.
Кристаллические и аморфные тела. Виды кристаллических решеток. Упругие свойства
твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел.
Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука.
Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах
газов, жидкостей и твердых тел
Решение задач с профессиональной направленностью

Тема 2.3
Основы
термодинамики

Лабораторная работа №3 Определение влажности воздуха.
Лабораторная работа №4 Измерение жесткости пружины
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и
теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики.
Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой
машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины.
Охрана природы

Решение задач с профессиональной направленность
Контрольная работа №2 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения
заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле.
Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в
электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация
диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность
потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов
электрического
поля.
Электроемкость.
Единицы
электроемкости.
Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного
конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов
Решение задач с профессиональной направленностью
Тема3.2
Содержание учебного материала:

2

2
2
4

2
2
40
6

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 2.3
ПК2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3

2
6
31

Законы постоянного Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила
тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического
тока
сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника..
Электрические цепи Параллельное и последовательное соединение проводников.
Законы Кирхгоф для узла.. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для
полной цепи. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока.
Тепловое действие тока.
Лабораторная работа№ 5 Изучение последовательного соединения
Лабораторная работа №6 Изучение параллельного соединения
Лабораторная работа №7 Измерение мощности лампочки накаливания
Лабораторная работа №8 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока с использованием вольтметра и амперметра
Содержание учебного материала:
Тема
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
3.3Электрически
й ток в
электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов.
различных средах Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках.
Собственная
и
примесная
проводимости.
Р-n-переход.
Применение
полупроводников. Полупроводниковые приборы
Лабораторная работа №9 Измерение удельного сопротивления материала из
которого сделан проводник
Тема3.4
Содержание учебного материала:
Магнитное поле Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов.
Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по
перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на
движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение
удельного заряда .Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость.
Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури
Содержание учебного материала:
Тема
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной
3.5Электромагн
индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся
итнаяиндукция
проводниках .Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля
тока. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
Решение задач с профессиональной направленностью

2
2
2
2
4

2
4

4

2
32

Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №10 Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольнаяработа№3«Магнитноеполе.Электромагнитнаяиндукция»
Раздел4.Колебания и волны
Содержание учебного материала:
Тема
4.1Механические Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические
колебанияиволн колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные
затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.
ы
Резонанс Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые
волны. Ультразвук и его применение
Содержание учебного материала:
Тема
4.2Электромагни Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные
тныеколебанияи колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона..
Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания.
волны
Переменный ток. Активное, емкостное индуктивное сопротивления переменного
тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность
переменного тока. Действующие сила тока и напряжения в цепи переменного тока.
Резонанс в электрической цепи. Генерирование производство, передача и
использование электрической энергии. Трансформаторы.
Электромагнитные волны. Волновые явления. Электромагнитное поле как особый
вид материи. Свойства Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи.
Применение электромагнитных волн.
Практическая работа №3Изучение метода векторных диаграмм
Контрольнаяработа№4«Колебания и волны»
Раздел5.Оптика
Тема5.1
Содержание учебного материала:
Природа света
Свет. Теория Ньютона и Гюйгенса Корпускулярно-волновой дуализм. Скорость
распространения света. Закон прямолинейности распространения света. Законы
отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Построение изображения
в тонких линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая
система. Оптические приборы. Телескопы. Солнечные и лунные затмения
Решение задач с профессиональной направленностью
2
Лабораторная работа №11 Определение показателя преломления стекла

2
2
14
2

8

2
2
14
4

2

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ПК 2.3
ПК2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ПК 2.3
ПК2.4
ПК 3.1
ПК 3.2

33

Тема5.2
Содержание учебного материала:
Волновые свойства Дисперсия света Интерференция света. Когерентность световых лучей.
Интерференция в тонких пленках.. Использование интерференции в науке и
света
технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах.
Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света.
Поляроиды. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры
поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое
излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Шкала электромагнитных излучений
Контрольнаяработа№5«Оптика»

4

Тема5.3
Новое учение о пространстве и времени. Постулаты теории относительности и
Специальная теория следствии из них. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы.
относительности
Элементы релятивистской динамики
Раздел6.Квантоваяфизика
Тема6.1
Содержание учебного материала:
Квантовая оптика Квантовая гипотеза Планка. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Законы
фотоэффекта. Теория фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение фотоэффекта. Фотоны. Давление света. Химическое действие света.
Фотоны. Опыты П.Н. Лебедева Давление света. Химическое действие света.
Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы
фотоэлементов. Применение фотоэффекта
Решение задач с профессиональной направленностью
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная
атомного ядра
модель атома .Опыты Э. Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые
постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность.
Закон радиоактивного распада.
Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных
частиц. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость
атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход
ядерных реакций. Искусственная радиоактивность .Деление тяжелы хядер. Цепная
ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный
синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение.
Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы

2

2

22
4

2
10

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ПК 2.3
ПК2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3

34

Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторная работа № 12 Изучение радиоактивного распада
Контрольнаяработа№6«Квантоваяфизика»
Раздел 7.Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
Небесная сфера.
Небесная сфера, ее основные линии и плоскости. Кульминации светил. Видимое
Солнечная система
движение Луны и смена лунных фаз. Видимое движение Солнца. Эклиптика.Счет
времени. Время звездное, истинное и среднее солнечное, всемирное, поясное,
декретное. Календарь и его история.
Солнечная система как комплекс тел,
имеющих общее происхождение. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.
Спутники и кольца планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы. Болиды и
метеориты
Содержание учебного материала:
Тема 7.2
Эволюция Вселенной Звезды — основные объекты во Вселенной. Созвездия Строение и эволюция Солнца
и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
Промежуточная аттестация: экзамен
Консультация
Всего учебных занятий
В том числе теоретическое обучение
Практических и лабораторных
Самостоятельная учебная нагрузка
Объём образовательной нагрузки

2
2
2
6
4

ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07

2

4
2
162
78
78
16
178

35

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению..
Реализация программы дисциплины требующая наличия учебного кабинета физики.
Комплект таблиц и плакатов:
1.
Раздел механика – 13
2.
Раздел молекулярная физика – 13
3.
Раздел колебания и волны – 2
4.
Раздел квантовая и атомная физика – 2
5.
Раздел астрономия – 26
6.
Портреты ученых – 42
Карточки задания, тестовые задания по разделам физики, каждых от 10 до 15 штук
Карточки – заданий, - 30
тестовые задания по всем темам раздела – 50
комплект контрольных работ по темам: механика, молекулярная физика, электрическое поле,
электрический ток, магнитное поле, переменный ток, законы света, строение атома.
Видеоматериалы для урока:
видеокассеты- электрический ток в различных средах, волновые свойства света,
электромагнитная индукция, магнетизм.
диски – след на земле о СШГЭС, Кирилла и Мефодия, от луча до лазера, открытая физика,
физика полный курс, физика Мякишев Г.Я. 10 кл., 11 кл., курс физики для школьников и
абитуриентов.
DVD video – вселенная от начала до конца, солнечная система, 2 части, человек и космос.
Технические средства обучения: Телевизор, видеомагнитофон, компьютер, DVD – плеер
Электрометр, модель деформации, трансформаторы на панели, конденсаторы, линза наливная,
прибор по оптике, модель двигателя внутреннего сгорания, диод, полупроводники р-п, модель
генератора, осциллограф, модель спектр, модель отражения и преломления, относительности
механического движения, крутильных весов, трансформатор на панели, модель электролиза

3.1.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Для студентов:
1. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. 10 кл. – М., 2019
2. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. 11 кл. – М., 2019
3. Косьянов А Физика 10 класс.В. 2019
4. Мякишев ГЯ Буховцев ББ Сотский НМ Физика 10 класс 2019
5. Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б Физика 11 класс. 2019
6. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9-11 класс 2019
7. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля, 2021
8. Дмитриева В.Ф., Васильева Л.И. Физика для профессий и специальностей технического
профиля, контрольные материалы, 2020
Дополнительные источники:
1. Афанаев ВН Ответы и решения 11 кл 2019
2. ГонтартукТ Я познаю мир, 2019
3. Елькин ВИ Оригинальные уроки физике и приёмы обучения 2019
4. Коровин ВА Оценка качества по физике 2019
5. Орлов В.А Фадеева А.А Ханнанов НК Е.Г.Э Физика 2019
6. Орлов ВА Никифоров АИ Е.Г.Э Физике 2019
7. Орлов ВА Никифоров АИ Е.Г.Э Физике 2019
8. Самойленко П.И Физика 2019
9. Скакук ВА Методическое пособие для препо-дователя 2019
10. Смернов ЮГ Попов АП Ефремова НФ Технология педагогического общения в
36

профессиональной школе 2019
11. Синдив ЮГ Попов АП Ефремова НФ Как подготовиться к тестированию по физике 2019
12. Страут ЕК ГладышевНКУчебно - тренировачные материалы для подготовки к ЕГЭ 2019
13. ТихонинФФ Домашняя работа по физике 11 кл 2019
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. —
Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013
№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ,
от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным
законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе
ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.
от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Интернет-ресурс
1. http://fizika.ayp.ru/
2. http://yandex.ru/yandsearch?text11342
3. http://www.youtube.com/watch?v=LPanY3doHJg
4. http://www.youtube.com/watch?v=TjUKW65hMUg
5. http://www.youtube.com/watch?v=4BO_Xd3jcn8
6. http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/IKTkonkurs/#.U2O6ZaJtbIU
7. http://ripo.unibel.by/index.php?id=146
8. http://www.physbook.ru/
9. http://www.abitura.com/happy_physics/
10. http://physics.nad.ru/
11. http://physics.nad.ru/physics.htm
12. http://somit.ru/index.htm

37

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные
обучающимися умения, направленные на формирование общихи профессиональных
компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами .Для
контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом
профессионализации обучения попрограмме дисциплины.
Код и наименование
Формируемых
компетенций
ОК01.Выбиратьспособы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке

Раздел/Тема

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.

Тип оценочных
мероприятий

- устный опрос;
- фронтальный опрос;
- оценка контрольных работ;
- наблюдение заходом
выполнения лабораторных работ;
- оценка выполнения
лабораторных работ;
- оценка практических работ
(решениякачественных,расчетны
х,профессиональноориентирован
ныхзадач);
- оценка тестовых заданий;
- наблюдение заходом
выполнения индивидуальных
проектов и оценка выполненных
проектов;
- выполнение экзаменационных
заданий

38

Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ПК 1.1
Разрабатывать и
интерпретировать
техническую и
технологическую
документацию на ведение
горных и
взрывных работ

Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.

ПК 1.2.
Организовывать
и
контролировать
технологические процессы на
участке при ведении открытых
горных работ

ПК 1.3.
Организовывать
контролировать
ведение
работ
обслуживанию
вспомогательных
технологических
процессов

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
и Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
по 3.4.,3.5.

ПК 1.4.Организовывать и
контролировать
выполнение взрывных работ
при ведении открытых горных
работ

ПК.2.1.
Обеспечивать

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
39

производственный контроль за
соблюдением требований
промышленной
безопасности на горном
участке
ПК.2.2.
Содействовать обеспечению
функционирования системы
управления
охраной труда
ПК.2.3.
Обеспечивать контроль за
соблюдением
требований охраны труда,
включая состояние рабочих
мест и оборудования на
горном участке

Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.

ПК.2.4.
Обеспечивать проведение
мероприятий,
направленных на снижение
профессиональных рисков

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
ПК 3.1.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Обеспечивать выполнение
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,2.3.
плановых
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
показателей на горном участке 3.4.,3.5.
ПК 3.2.
Анализировать процесс и
результаты
Деятельности персонала
участка,
планировать и организовывать
мероприятия,
направленные на повышение
производительности труда за
счет устранения всех видов
потерь

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.

ПК.3.3.
Обеспечивать мотивацию и
стимулирование
Трудовой деятельности
персонала

Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Раздел2.Темы 2.1.,2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
3.4.,3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
40

Раздел5.Темы 5.1.,5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
6.2.
ПК. 3.4.
Раздел1.Темы1.1.,1.2, 1.3
Проводить инструктажи по
Раздел2.Темы 2.1.,2.2.,2.3.
охране труда и промышленной Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,
безопасности
3.4.,3.5.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. На сайте  осуществляется сбор персональных данных посредством метрических программ (Яндекс.Метрика). Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».