Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский горно-строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
по специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2024
1
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.01. Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от
10 января 2018 г. № 2 с изменениями, внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. №796, от 3 июля 2024 г. №464; Положения о практической подготовке обучающихся, утвержденное приказом Министерства
науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум».
Разработчики:
Сизова Галина Михайловна - преподаватель высшей квалификационной категории
Гогунская Галина Николаевна–преподаватель высшей квалификационной категории
Сизова Марина Николаевна – преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ
4
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
14
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий в части освоения квалификации базовой подготовки - техник
и основных видов профессиональной деятельности (ВПД):
1. Участие в проектировании зданий и сооружений.
2. Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства
3. Выполнение работ по профессии рабочих «штукатур»/ «каменщик».
Рабочая программа учебной практики может быть использована в среднем профессиональном образовании для подготовки специалистов среднего звена при наличии основного
общего и среднего общего образования. Опыт работы не требуется, при получении дополнительного профессионального образования
1.2. Место учебной практики в структуре основной профессиональной образовательной
программы: профессиональный цикл, профессиональные модули ПМ.01, ПМ.02, ПМ.05.
1.3. Цели учебной практики: комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных
компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы
студентами по специальности и рабочим профессиям «штукатур», «маляр»
1.4. Задачи производственной практики: формирование у обучающихся умений приобретение первоначального практического опыта в рамках профессиональных модулей ОПОП
СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими
общих и профессиональных компетенций по избранной специальности, а также приобретения обучающимися опыта практической деятельности по специальности.
5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Требования к результатам освоения учебной практики.
В результате прохождения учебной практики по каждому из видов профессиональной
деятельности обучающийся должен уметь:
ВПД
Требования к умениям
Участие в проектировании зданий и со-
читать строительные и рабочие чертежи;
оружений
читать и применять типовые узлы при разработке рабочих чертежей;
выполнять чертежи планов, фасадов, разрезов, схем с помощью информационных технологий;
читать генеральные планы участков, отводимых для строительных объектов;
выполнять транспортную инфраструктуру и
благоустройство прилегающей территории;
выполнять по генеральному плану разбивочный чертеж для выноса здания в натуру;
применять информационные системы для
проектирования генеральных планов;
по конструктивной схеме построить расчетную схему конструкции;
использовать информационные технологии
при проектировании строительных конструкций;
читать строительные чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования;
оформлять чертежи технологического проектирования с применением информационных
технологий;
использовать в организации производства
работ передовой отечественный и зарубежный опыт.
Выполнение технологических процессов
читать геологическую карту и разрезы;
6
на объекте капитального строительства
читать разбивочные чертежи;
осуществлять геодезическое обеспечение в
подготовительный период;
осуществлять подготовку строительной площадки в соответствии с проектом организации строительства и проектом производства
работ;
осуществлять геодезическое обеспечение
выполняемых технологических операций;
проводить обмерные работы;
определять объемы выполняемых работ;
вести геодезический контроль в ходе выполнения технологических операций.
Выполнение работ по профессиям рабо-
проверять основания под штукатурку;
чих «штукатур», «каменщик».
подготавливать поверхности основания под
штукатурку;
дозировать компоненты штукатурных растворов и смесей;
перемешивать компоненты штукатурных растворов и смесей;
наносить штукатурные растворы на внутренние и наружные поверхности зданий и сооружений;
выполнять насечки при оштукатуривании в
несколько слоев;
армировать штукатурные слои сетками;
выравнивать и подрезать штукатурные растворы, нанесенные на поверхности;
заглаживать и структурировать штукатурки;
наносить накрывочные слои;
оценивать состояние и степень повреждения
ремонтируемой штукатурки;
удалять отслаиваемый или поврежденный
штукатурный слой;
7
подготавливать поврежденные участки;
приготавливать ремонтные растворы;
оштукатуривать поврежденные участки штукатурки.
кладка кирпичных и бутовых столбиков под
половые лаги
рубка кирпича
теска кирпича
пробивка вручную гнезд, борозд и отверстий в
кирпичной и бутовой кладке
заполнение каналов и коробов теплоизоляционными материалами
выполнение цементной стяжки
выполнение горизонтальной гидроизоляции
фундамента рулонными материалами
кладка стен из кирпича и мелких блоков под
штукатурку и с расшивкой швов по ходу кладки
кладка забутки кирпичных стен
монтаж в каменных зданиях железобетонных
перемычек над оконными и дверными проемами и нишами
устройство фундаментов из бутового камня и
кирпичного щебня под залив
заделка кирпичом и бетоном борозд, гнезд и
отверстий
пробивка проемов, гнезд, борозд и отверстий в
кирпичных и бутовых стенах с помощью
пневматического и электрифицированного инструмента
разборка кладки с помощью пневматического
и электрифицированного инструмента
2.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы учебной практики по профилю специальности
8
компетенции
Код
2.2.1 Общие компетенции
ОК 01
Формулировка
Знания,
умения
компетенции
Выбирать способы
Умения:
распознавать
задачу
решения задач
профессиональном
профессиональной
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные
деятельности,
части; определять этапы решения задачи; выявлять и
применительно к
эффективно искать информацию, необходимую для решения
различным
задачи и/или проблемы;
контекстам
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
и/или
и/или
проблему
социальном
в
контексте;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий (самостоятельно или
с помощью наставника)
Знания:
актуальный
профессиональный
и
социальный
контекст, в котором приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной деятельности
ОК 02
Использовать со-
Умения: определять задачи для поиска информации; опреде-
временные сред-
лять необходимые источники информации; планировать про-
ства поиска, ана-
цесс поиска; структурировать получаемую информацию; вы-
лиза и интерпре-
делять наиболее значимое в перечне информации; оценивать
тации информа-
практическую значимость
ции и информаци-
результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять
онные технологии
средства информационных технологий для решения професси-
для выполнения
ональных задач; использовать современное программное обес-
задач профессио-
печение; использовать различные цифровые средства для ре-
нальной деятель-
шения профессиональных задач
9
ности
Знания:
номенклатура
информационных
источников
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования
информации;
формат
оформления
результатов поиска информации, современные средства и
устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том
числе с использованием цифровых средств
ОК 03
Планировать
Умения: определять актуальность нормативно-правовой до-
и реализовы-
кументации в профессиональной деятельности; применять со-
вать
временную научную профессиональную терминологию; опре-
соб-
ственное
делять и выстраивать траектории профессионального разви-
профессиональное
тия
и личностное раз-
и самообразования; выявлять достоинства и недостатки ком-
витие, предприни-
мерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного де-
мательскую
ла в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;
дея-
тельность в
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам креди-
профессиональной
тования; определять инвестиционную
сфере,
использо-
коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;
вать знания по пра-
презентовать бизнес-идею; определять источники финансиро-
вовой и финансо-
вания.
привлекательность
вой грамотности в
различных
жиз-
ненных ситуациях.
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального
развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные
банковские продукты
ОК 04
Эффективно взаимо-
Умения: организовывать работу коллектива и
коман-
действовать и рабо-
ды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
тать в коллективе и
в ходе
команде
профессиональной деятельности
10
Знания: психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности
ОК 05
Осуществлять уст-
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять доку-
ную и письменную
менты по профессиональной тематике на государственном
коммуникацию на
языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
государственном
Знания: особенности социального и культурного контек-
языке Российской
ста;правила оформления документов и построения устных со-
Федерации с учетом
общений.
особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06
Проявлять граждан-
Умения:
описывать
ско-патриотическую
соблюдать стандарты антикоррупционного поведения
позицию,
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, об-
демонстрировать
щечеловеческих ценностей; значимость профессиональной де-
осознанное поведе-
ятельности
ние
антикоррупционного поведения и последствия его нарушения
по
значимость
своей
специальности,
специальности,
стандарты
на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07
Содейство-
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
вать сохране-
определять направления ресурсосбережения в рамках профес-
нию
сиональной деятельности по специальности; осуществлять ра-
окружающей среды,
боту с соблюдением принципов бережливого производства;
ресурсосбережению,
организовывать профессиональную деятельность с учетом
применять знания об
знаний об изменении климатических условий региона
11
изменении климата,
Знания: правила экологической безопасности при ведении
принципы бережливо-
профессиональной
го производства, эф-
задействованные в профессиональной деятельности; пути
фективно действовать
обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого про-
деятельности;
основные
ресурсы,
в чрезвычайных ситуа- изводства, основные направления изменения климатических
ОК 08
циях
условий региона
Использовать
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную дея-
средства
физической тельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и
культуры
для профессиональных целей; применять рациональные приемы
сохранения
и двигательных функций в профессиональной деятельности;
укрепления здоровья в пользоваться средствами профилактики перенапряжения хапроцессе профессио-
рактерными для данной
нальной
специальности
деятельности и под-
Знания: роль физической культуры в общекультурном, про-
держания необходимо- фессиональном и социальном развитии человека; основы здого уровняфизической
рового
подготовленности
деятельности и зоны риска физического здоровья для
образа
жизни; условия
профессиональной
специальности; средства профилактики перенапряжения
ОК 09
Пользоваться профес-
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных выска-
сиональной докумен-
зываний на известные темы (профессиональные и бытовые),
тацией на государ-
понимать тексты на базовые профессиональные темы; участ-
ственном и
вовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные те-
иностранном языках
мы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять
свои действия (текущие и планируемые); писать простые
связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов,
средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональ-
12
ной направленности
2.2.2 Профессиональные компетенции
Основные
Код и
виды
наименование
деятельности
компетенции
Показатели освоения компетенции
ВД 1. Участие
ПК 1.3. Разрабаты- Практический
опыт:
разработки
архитектурно-
в проектирова-
вать архитектурно- строительных чертежей
нии зданий и
строительные чер- Умения: читать проектно-технологическую докумен-
сооружений
тежи с использова- тацию; пользоваться компьютером с применением
нием средств авто- специализированного программного обеспечения
матизированного
проектирования
ВД 2. Выполне- ПК 2.4. Осуществ- Практический опыт: контроля качества и объема
ние технологи- лять
мероприятия количества материально-технических ресурсов для
ческих процес- по контролю каче- производства строительных работ
сов на объекте ства выполняемых Умения: осуществлять визуальный и инструменталькапитального
работ и расходуе- ный (геодезический) контроль положений элементов,
строительства мых материалов
конструкций, частей и элементов отделки объекта капитального строительства (строения, сооружения),
инженерных сетей; распознавать различные виды дефектов отделочных, изоляционных и защитных покрытий по результатам измерительного и инструментального контроля; вести операционный контроль
технологической последовательности производства
строительно-монтажных, в том числе отделочных работ, устраняя нарушения технологии и обеспечивая
качество строительных работ в соответствии с нормативно-технической документацией; осуществлять документальное сопровождение результатов операционного контроля качества работ (журнал операцион-
13
ного контроля качества работ, акты скрытых работ,
акты промежуточной приемки ответственных конструкций)
ОТФ.01 Ошту- ТФ 3.1.1. Подго- Трудовые действия:
катуривание
товка поверхностей Подготовка поверхности основания под
поверхностей
под оштукатурива- штукатурку;
зданий
и
со- ние
Установка строительных лесов и под-
оружений
мостей в соответствии со специализа-
вручную и ме-
цией:
ханизирован-
Провешивать поверхности
ным способом
Очищать,
обеспыливать,
грунтовать
поверхности, наносить обрызг.
Умения:
Выполнять насечки, устанавливать штукатурные сетки, устанавливать штукатурные и рустовочные профили, устанавливать закладную арматуру, расшивать
швы;
Применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
Применять средства индивидуальной защиты;
Монтировать простые конструкции строительных лесов и подмостей.
ТФ 3.1.2. Приго- Трудовые действия:
товление
штука- Транспортирование и хранение компонентов штука-
турных растворов и турных растворов и сухих строительных смесей;
смесей
Дозирование компонентов штукатурных растворов и
смесей;
Перемешивание компонентов штукатурных растворов
и смесей;
Транспортировать и складировать компоненты штукатурных растворов и сухих строительных смесей.
Умения:
Производить дозировку компонентов штукатурных
растворов и сухих строительных смесей в соответствии с заданной рецептурой
14
Перемешивать компоненты штукатурных растворов и
смесей
Применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент
ТФ 3.1.3. Выполне- Трудовые действия:
ние
штукатурных Разметка и разбивка наружных и внутренних поверх-
работ по отделке ностей;
внутренних
и Нанесение штукатурных растворов на внутренние и
наружных поверх- наружные поверхности зданий и сооружений;
ностей
зданий
сооружений
ным способом
и Выполнение насечек при оштукатуривании в не-
руч- сколько слоев;
Армирование штукатурных слоев сетками;
Выравнивание и подрезка штукатурных растворов,
нанесенных на поверхности;
Заглаживание и структурирование штукатурки.
Умения:
Размечать и разбивать наружные и внутренние поверхности;
Наносить штукатурные растворы на поверхности
вручную;
Выполнять насечки при оштукатуривании в несколько слоев;
Укладывать штукатурную сетку в нанесенный раствор;
Выравнивать и подрезать штукатурные растворы,
нанесенные на поверхности;
Заглаживать, структурировать штукатурные растворы;
Применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
Применять средства индивидуальной защиты.
ТФ 3.1.5. Ремонт Трудовые действия:
штукатурки
Оценка состояния и степени повреждения ремонтируемой штукатурки;
Удаление отслаиваемого или поврежденного штука-
15
турного слоя;
Подготовка поврежденных участков;
Приготовление ремонтных растворов;
Оштукатуривание поврежденных участков штукатурки.
Умения:
Диагностировать состояние и степень повреждения
ремонтируемой штукатурки, в том числе при ремонте
старинных зданий, сооружений и памятников архитектуры;
Удалять отслаиваемые и поврежденные штукатурные
слои;
Обеспыливать, производить расшивку и армирование,
грунтовать ремонтируемые поверхности;
Приготавливать ремонтные штукатурные растворы;
Наносить штукатурные растворы на поврежденные
участки;
Выравнивать и подрезать штукатурные растворы,
нанесенные на поверхности;
Заглаживать, структурировать штукатурки, наносить
накрывочные слои;
Применять электрифицированное и ручное оборудование и инструмент;
Применять средства индивидуальной защиты.
ОТФ.02 Выпол- ТФ 3.1.1 Выполне- Трудовые действия:
нение подгото- ние подготовитель- Проверка наличия и исправности средств индивидувительных ра- ных работ для про- альной защиты, необходимых для проведения кладки,
бот для прове- ведения
дения
кладки, ремонта и реконструкции каменных конструкций;
кладки, ремонта и рекон- Подготовка рабочего места к началу смены и его
ремонта и ре- струкции каменных уборка в конце смены в соответствии с требованиями
конструкции
конструкций
охраны труда, промышленной безопасности;
каменных кон-
Проверка наличия и исправности оборудования, ин-
струкций
струментов, такелажной оснастки, применяемых при
кладке, ремонте и реконструкции каменных конструкций;
16
Проверка исправности электропроводки для подключения электроинструментов и освещения рабочего
места для работы в условиях недостаточной освещенности;
Проверка качества и количества строительных материалов и изделий, необходимых для выполнения
кладки, ремонта и реконструкции каменных конструкций;
Проверка и складирование строительных материалов
в зоне производства строительных работ, в том числе
посредством управления грузоподъемными механизмами.
Умения:
Читать рабочие чертежи;
Оценивать безопасность организации рабочего места
в соответствии с требованиями охраны труда и промышленной безопасности;
Оценивать соответствие рабочего места правилам и
требованиям производственной санитарии;
Определять способы и средства индивидуальной защиты в зависимости от вредных и опасных производственных факторов, сменного задания на выполнение
кладки, ремонта и реконструкции каменных конструкций;
Выбирать необходимые инструменты, оборудование,
оснастку и материалы в соответствии со сменным заданием на выполнение кладки, ремонта и реконструкции каменных конструкций;
Пользоваться такелажной оснасткой, инвентарными
стропами и захватными приспособлениями для перемещения емкостей с раствором и паллет с кирпичом и
камнем:
Оценивать качество и количество строительных материалов и изделий, необходимых для выполнения
сменного задания;
17
Выбирать способы и места складирования строительных материалов в зоне производства работ;
Оценивать исправность электропроводки для подключения электроинструментов и освещения рабочего места для работы в условиях недостаточной освещенности;
Применять требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, пожарной, промышленной безопасности и электробезопасности при производстве каменных работ;
Применять принципы бережливого производства при
подготовке рабочего места к выполнению кладки, ремонта и реконструкции каменных конструкций.
ТФ 3.1.2. Подго- Трудовые действия:
товка
раствора, Разборка вручную и механизированным способом
кирпича (камня) и кирпичной, каменной кладки стен и столбов, сводов,
разборка каменных бутовых фундаментов;
конструкций для их Пробивка проемов, гнезд, борозд и отверстий;
ремонта и рекон- Очистка кирпича, камня от раствора;
струкции
Очистка кирпичной кладки;
Приготовление строительного раствора и клея для
производства кладочных работ.
Умения:
Пользоваться механизированным инструментом для
разборки кирпичной, каменной кладки стен и столбов, сводов, бутовых фундаментов;
Пользоваться механизированным инструментом для
пробивки проемов, гнезд, борозд и отверстий;
Пользоваться инструментом для очистки кирпича от
раствора;
Пользоваться инструментом и оборудованием для
приготовления строительного раствора и клея;
Применять технологию разборки бутового фундамента, кирпичной и блочной кладки стен, столбов и сводов;
18
Применять технологию приготовления строительного
раствора и клея;
Применять требования производственной санитарии
при производстве каменных работ;
Применять требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, пожарной, промышленной безопасности и электробезопасности при производстве каменных работ;
Применять средства индивидуальной защиты при
производстве каменных работ;
Применять принципы бережливого производства при
выполнении каменных работ.
ОТФ.03 Прове- ТФ 3.2.1 Проведе-
Трудовые действия:
дение
Кладка фундаментов из бутового камня под лопатку и
кладки, ние кладки, гидро-
ремонта и ре- изоляции и ремонта кирпичного щебня под залив;
конструкции
фундаментов зда-
Выполнение цементной стяжки;
каменных кон- ний и сооружений
Выполнение горизонтальной гидроизоляции фунда-
струкций
мента рулонными материалами;
Выполнение вертикальной гидроизоляции фундамента и стен подвалов окрасочными растворами, материалами проникающего типа;
Ремонт и замена отдельных участков кирпичных и
бутовых фундаментов.
Умения:
Читать чертежи и схемы каменных конструкций;
Применять технологию кладки фундаментов из бутового камня под лопатку и кирпичного щебня под залив;
Пользоваться инструментом и приспособлениями для
выполнения цементной стяжки;
Подготавливать и укреплять рулонные материалы на
горизонтальные поверхности для создания гидроизоляционного слоя;
Применять технологию нанесения гидроизоляции на
вертикальные поверхности;
19
Применять технологию расстила и разравнивания
раствора при выполнении цементной стяжки;
Пользоваться оборудованием, инструментом и приспособлениями при выполнении гидроизоляционных
работ;
Применять технологию ремонта и замены отдельных
участков кирпичных и бутовых фундаментов;
Применять требования производственной санитарии
при производстве каменных работ;
Применять требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, пожарной, промышленной безопасности и электробезопасности при
производстве каменных работ;
Применять средства индивидуальной защиты при
производстве каменных, гидроизоляционных и ремонтных работ;
Применять принципы бережливого производства при
выполнении каменных, гидроизоляционных и ремонтных работ.
ТФ 3.2.2. Проведе-
Трудовые действия:
ние кладки, тепло-
Кладка стен из кирпича, камней и блоков для после-
изоляции и ремонта дующего оштукатуривания с расшивкой швов по хостен зданий и со-
ду кладки;
оружений
Кладка стен из бутового камня под лопатку;
Кладка забутки кирпичных стен;
Заделка проемов, гнезд, борозд и отверстий в кирпичных и бутовых стенах с помощью пневматического и
электрифицированного инструмента;
Формирование выступов, отступов в кладке;
Заполнение швов кладки;
Заполнение каркасных стен теплоизоляционными материалами;
Заполнение каналов и коробов, проложенных в кирпичной кладке стен, теплоизоляционными материалами;
20
Лицевая кладка и облицовка стен;
Ремонт поверхностей кирпичных стен с вычинкой
кирпичей и заделкой новым кирпичом с соблюдением
перевязки швов со старой кладкой;
Монтаж систем крепления для облицовки кирпичом.
Умения:
Читать чертежи и схемы каменных конструкций;
Выполнять разметку каменных конструкций;
Оценивать плоскость, вертикальность и горизонтальность кладки и применять необходимый контрольноизмерительный инструмент;
Применять необходимый инструмент для проверки
размера кладки;
Применять необходимый инструмент для проверки
углов кладки;
Определять сортамент и необходимые объемы применяемого кирпича, камня, блока и раствора;
Пользоваться инструментом и приспособлениями для
кладки стен, расшивки швов, утепления и облицовки
стен;
Применять технологии кладки стен;
Применять технологию монтажа систем крепления
для облицовки кирпичом;
Применять технологию расстилания и разравнивания
раствора на горизонтальных поверхностях возводимых каменных конструкций;
Применять способы и технологию теплоизоляции
стен;
Пользоваться инструментом и приспособлениями для
заполнения каналов и коробов, проложенных в кирпичной кладке стен, теплоизоляционными материалами;
Пользоваться инструментом и приспособлениями для
выполнения теплоизоляции стен;
Применять способы и технологию лицевой кладки;
21
Пользоваться инструментом и приспособлениями для
выполнения лицевой кладки и облицовки стен;
Выполнять резку кирпича, камней и блоков на камнерезном станке;
Пользоваться инструментом для тески кирпича;
Применять
технологию
перевязки
вертикальных,
продольных и поперечных швов;
Применять технологию каменной кладки в зимних
условиях методом замораживания, искусственного
прогрева в тепляках и на растворах с химическими
добавками;
Пользоваться грузоподъемным оборудованием при
монтаже перемычек и применять технологию ручного
монтажа;
Пользоваться инструментом и приспособлениями для
заделки борозд, гнезд и отверстий;
Применять методы резки кирпича, камня и блока на
камнерезном станке;
Применять требования производственной санитарии
при производстве каменных работ;
Применять требования охраны труда при нахождении
на строительной площадке, пожарной, промышленной безопасности и электробезопасности при производстве каменных работ;
Применять средства индивидуальной защиты при
производстве каменных работ;
Применять принципы бережливого производства при
выполнении каменных работ.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики
Всего часов, в т.ч.
288
22
В рамках освоения ПМ 01. Участие в проектировании
36
зданий и сооружений
В рамках освоения ПМ 02. Выполнение технологиче-
72
ских процессов при строительстве, эксплуатации и
реконструкции строительных объектов
В рамках освоения ПМ 05. Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих
180
23
3.2. Тематический план учебной практики
Код ПК
ПК 1.3
Код и наименова-
Количе-
ние профессио-
ство ча-
нальных модулей
сов
ПМ.01
36
Вид практики
Наименование тем учебной практики
Количество
часов
Учебная, по ис-
Участие в проекти-
пользованию
ровании зданий и
системы авто-
сооружений
матизированного проектирования
1. Выполнение чертежей планов, фасадов, разрезов, схем с по-
6
мощью информационных технологий.
2. Применение информационных систем для проектирования
6
генеральных планов.
3. Использование информационных технологий при проектиро-
6
вании строительных конструкций.
4. Оформление чертежей технологического проектирования с
18
применением информационных технологий. Защита проектов.
ПК 2.4.
ПМ.02
Выполнение технологических процессов при капитальном
строительстве
72
Учебная,
геодезическая
1. Изучение правил безопасности геодезических работ. Выпол-
6
нение поверок теодолита типа Т-30; нивелира типа Н-10; приведение приборов в рабочее состояние
2. Составление разбивочного чертежа для выноса в натуру про-
6
ектных точек. Рекогносцировка, закрепление точек теодолитного хода
3. Выполнение измерений, обеспечивающих вынос в натуру
проектных элементов и контроль установки конструкций.
Измерение горизонтальных углов одним полным приёмом,
длин линий в теодолитном ходе.
6
24
4. Оформление материалов по выносу в натуру проектных эле-
6
ментов. Построение плана теодолитной съемки
5. Построение прямого угла угломерным прибором. Выполне-
6
ние разбивки сетки квадратов
6. Выполнение нивелирования вершин квадратов
6
7. Обработка полевой схемы нивелирования поверхности по
6
квадратам
8. Построение плана участка по материалам нивелирования по-
6
верхности по квадратам
9. Выполнение расчётов по проектированию горизонтальной
6
площадки.
10. Составление картограммы земляных работ и вычисление объ-
6
ёмов земляных работ.
11. Разбивка пикетажа по трассе, нивелирование по пикетажу,
6
обработка полевого журнала нивелирования и вычисление
высот пикетов.
12. Построение профиля по материалам полевого трассирования.
ПК 5.1
ПМ.05
180
Учебная, по
Выполнение работ
освоению ра-
по профессиям рабо-
бочей профес-
чих «штукатур»/
сии
«каменщик»
1.
Охрана труда и техника безопасности на строительной пло-
6
5
щадке
2.
Подготовка каменных, бетонных и деревянных поверхно-
20
стей к оштукатуриванию. Провешивание поверхностей стен.
3.
Приготовление растворов, дозирование и перемешивание
20
компонентов штукатурных растворов
4.
Нанесение растворов на поверхность стен набрасыванием,
60
25
разравнивание раствора полутерком, правилом.
5.
Нанесения раствора на поверхность намазыванием с после-
30
дующим разравниванием и затиркой.
6.
Выполнение тонкослойной штукатурки. затирка штукатур-
30
ки.
7.
Ремонт оштукатуренных поверхностей
15
1.
Выполнение подготовительных работ для проведения клад-
20
ки, ремонта и реконструкции каменных конструкций
2.
Подготовка раствора, кирпича (камня) и разборка каменных
25
конструкций для их ремонта и реконструкции
3.
Кладка по цепной системе перевязки швов
40
4.
Кладка по многорядной системе перевязки
40
5.
Рубка, резка и теска кирпича
15
6.
Выполнение гидроизоляции фундаментов с выполнением
20
цементной стяжки.
7.
Ремонт и замена отдельных участков кирпичных и бутовых
фундаментов.
Всего:
288
20
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к условиям проведения учебной практики
Реализация рабочей программы учебной практики предполагает проведение практики в учебных аудиториях и мастерских техникума из расчета 36 часов в неделю. Геодезическая практика проводится на полигоне. Учебная практика на выполнение работ по
одной или нескольким рабочим профессиям – на полигоне или реальных рабочих местах,
предоставленных работодателем.
4.2. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится преподавателями профессионального цикла и мастерами производственного обучения концентрированно в рамках каждого профессионального модуля. Учебная практика оформляется приказом директора по техникуму. По результатам учебной практики на каждого обучающегося составляется характеристика профессиональной деятельности, которая входит в состав портфолио достижений обучающихся. По окончанию учебной практики на выполнение работ по одной или нескольким
рабочим профессиям на этапе промежуточной аттестации заполняется заключение, подписанное руководителями практики, и заполняется ведомость по итогам сдачи экзамена
квалификационного, на основании которых обучающимся присваивается квалификация
по рабочей профессии и уровень квалификации.
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Руководство учебной практикой осуществляют преподаватели профессионального
цикла, имеющие нагрузку по соответствующему профессиональному модулю.
Преподаватели, осуществляющие непосредственное руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь высшее профессиональное образование по профилю
специальности, обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза
в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Промежуточные контроль и оценка результатов освоения учебной практики
осуществляется в форме дифференцированного зачета по освоению каждого профессио-
27
нального модуля. В качестве дифференцированного зачета обучающемуся предлагается
выполнить практическую работу, содержание которой должно соответствовать определённому виду профессиональной деятельности, содержание работы должно соответствовать требованиям к умениям по перечисленным в программе видам профессиональной деятельности.
Результаты освоения общих и профессиональных компетенций по каждому профессиональному модулю фиксируются в характеристике профессиональной деятельности,
карте формирования общих компетенций, которые разработаны образовательным учреждением.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные профессиональные компетенции)
результатов обучения
ПК 1.3. Разрабатывать архитектурно-строительные
чертежи с использованием средств автоматизированного проектирования
.
• Наблюдение за ходом выполнения
практических работ;
• Экспертная оценка выполнения практической работы в форме проекта на
основе разработанных критериев
• Защита проекта
ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю
качества выполняемых работ и расходуемых материалов
• Наблюдение за ходом выполнения
практических работ;
• Экспертная оценка выполнения практической работы в форме проекта на
основе разработанных критериев
• Защита проекта
ОТФ.01 Оштукатуривание поверхностей зданий и
сооружений вручную и механизированным способом
• Наблюдение за ходом выполнения
практических работ;
• Экспертная оценка выполнения прак-
ОТФ.02 Выполнение подготовительных работ для
тической работы в форме проекта на
проведения кладки, ремонта и реконструкции ка-
основе разработанных критериев
менных конструкций
ОТФ.03 Проведение кладки, ремонта и реконструкции каменных конструкций
• Защита проекта
28
Результаты обучения
(освоенные общие компетенции)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам
ОК2. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии
для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания
по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста
ОК.6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонии межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК9. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках
Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения основной
профессиональной образовательной программы, анкетирование, рейтинговая
оценка, защита портфолио
29