2
2
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального
образования (программа подготовки специалистов среднего звена) по специальности
21.02.18 Обогащение полезных ископаемых разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по
специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых, утвержденный приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 05.12.2022 г. № 1065 (зарегистрирован
Министерством Юстиции Российской Федерации 16.01.2023 г. № 72004) с изменениями,
внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 июля 2024 г.
№464.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум» (ГБПОУ РХ ЧГСТ)
Разработчики:
Евдокимова И.В. – заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Васильев А.В. – заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Самарина Е.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ РХ ЧГСТ
Манжосова Н.Н. – методист ГБПОУ РХ ЧГСТ
Сиротинкина А.П. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Лыкова В.В. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Баева Т.Н. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Оськина О.В. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РХ ЧГСТ
Штейнберг Д.И. – преподаватель ГБПОУ РХ ЧГСТ
3
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общие положения
2.
Общая характеристика образовательной программы
3.
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
4.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
5.
Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
6.
Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной
программы
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.3. Требованиям к информационным и учебно-методическим
условиям
реализации образовательной программы.
7.
Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой
аттестации и организация оценочных процедур по программе
Приложения
Рабочие программы дисциплин, профессиональных
модулей, практик
Программа государственной итоговой аттестации
Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
4
1. Общие положения
1.1. Настоящая основная профессиональная образовательная программа среднего
профессионального образования (программа подготовки специалистов среднего звена) по
специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых (далее – ППССЗ) представляет собой
комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий объем, содержание,
организацию и
оценку качества подготовки
обучающихся
и выпускников,
условия
осуществления образовательной деятельности по данной специальности.
ППССЗ разработана для реализации образовательной программы на базе основного
общего образования на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, федерального государственного образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования
с
учетом
примерной
основной
образовательной программы получаемой специальности.
1.2. Нормативные
основания
для
разработки
основной
профессиональной
образовательной программы
Нормативные основания для разработки ППССЗ по специальности 21.02.18 Обогащение
полезных ископаемых составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
Приказ
Минпросвещения
России
от
05.12.2022
г.
№
1065
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.18 Обогащение полезных
ископаемых (Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2023г. № 72004) с изменениями,
внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 июля 2024 г.
№464;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);
порядка
Приказ Минпросвещения РФ от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 г.
№ 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования";
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
5
просвещения РФ от 5.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
При разработке ООП учтены требования регионального рынка труда,
состояние,перспективы развития региональных отраслей производства.
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ППССЗ
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ООП –основная образовательная программа;
ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена;
ВД – вид деятельности;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
КОД – комплект оценочных документов;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ГЭК – государственная экзаменационная комиссия;
ЦПДЭ – центр проведения демонстрационного экзамена.
2. Общая характеристика образовательной программы
2.1 Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
специалист по обогащению полезных ископаемых.
Формы обучения: очная.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с одновременным получением
среднего общего образования: 5940 академических часов, со сроком обучения 3 года 10
6
месяцев.
2.2. Характеристика общеобразовательного цикла ППССЗ
Образовательная организация, осуществляющая подготовку специалистов на базе
основного
общего
образования,
реализует
Федеральный
государственный
образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе
с учетом профиля получаемой специальности СПО (технологический).
Содержание
общеобразовательного
цикла
направлено
на
достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС СОО. Предметные
результаты для учебных дисциплин общеобразовательного цикла устанавливаются на
базовом и углубленном уровнях.
Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования
составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40%. В
целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются:
учебные дисциплины, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
внеурочная деятельность.
Образовательные результаты, полученные обучающимися при освоении учебных
дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе
изучения учебных дисциплин ОПОП СПО и ПМ.
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1 Область профессиональной деятельности
Область профессиональной
деятельности выпускников: 18. Добыча, переработка
угля, руд и других полезных ископаемых.
3.2 Соответствие
видов деятельности
профессиональным модулям
и присваиваемой квалификации:
Наименование видов деятельности
Наименование профессиональных модулей
1
2
Виды деятельности
Ведение
технологических
процессов ПМ.01 Ведение технологических процессов
обогащения полезных ископаемых согласно обогащения полезных ископаемых согласно
заданным параметрам
Обеспечение
функционирования
заданным параметрам
системы ПМ.02
управления охраной труда и промышленной системы
Обеспечение
управления
функционирования
охраной
труда
и
безопасностью предприятий по обогащению промышленной безопасностью предприятий
полезных ископаемых
по обогащению полезных ископаемых
7
Организация
деятельности
персонала ПМ.03 Организация деятельности персонала
производственного подразделения предприятия производственного
по обогащению полезных ископаемых
предприятия
по
подразделения
обогащению
полезных
ископаемых
Освоение видов работ по одной или нескольким ПМ.04 Освоение видов работ по одной или
профессиям рабочих, должностям служащих
нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих
8
4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код
компетен
Формулировка компетенции
Знания, умения
ции
ОК 01
Выбирать способы решения Умения: распознавать задачу и/или проблему в
задач
профессиональной профессиональном и/или социальном контексте;
деятельности применительно анализировать задачу и/или проблему и выделять её
к различным контекстам
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы; владеть актуальными методами работы в
профессиональной
реализовывать
результат
и
и
смежных
сферах;
составленный
план;
оценивать
последствия
своих
действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный
социальный
контекст,
профессиональный
в
котором
и
приходится
работать и жить; основные источники информации и
ресурсы
для
решения
задач
и
проблем
в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана
для
решения
задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 02
Использовать
современные Умения: определять задачи для поиска информации;
средства поиска, анализа и определять необходимые источники информации;
интерпретации информации, планировать
процесс
и
информацию;
информационные получаемую
технологии для выполнения значимое
задач
в
профессиональной практическую
деятельности
перечне
поиска;
структурировать
выделять
информации;
значимость
результатов
наиболее
оценивать
поиска;
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач; использовать современное
программное обеспечение; использовать различные
9
цифровые средства для решения профессиональных
задач
Знания:
номенклатура
источников,
применяемых
деятельности;
в
профессиональной
приемы
информации;
поиска
информационных
формат
информации,
структурирования
оформления
современные
результатов
средства
и
устройства информатизации; порядок их применения
и программное обеспечение в профессиональной
деятельности
в
том
числе
с
использованием
цифровых средств
ОК 03
Планировать
и Умения:
реализовывать
собственное правовой
профессиональное
личностное
документации
в
нормативно-
профессиональной
развитие, профессиональную терминологию; определять и
выстраивать
деятельность
траектории
профессионального
в развития и самообразования; выявлять достоинства и
профессиональной
использовать
сфере, недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи
знания
и
грамотности
актуальность
и деятельности; применять современную научную
предпринимательскую
правовой
определять
по открытия собственного дела в профессиональной
финансовой деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать
в
различных размеры
жизненных ситуациях.
выплат
кредитования;
по
процентным
определять
ставкам
инвестиционную
привлекательность коммерческих идей в рамках
профессиональной
деятельности;
презентовать
бизнес-идею; определять источники финансирования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-
правовой документации; современная научная и
профессиональная
траектории
профессионального
самообразования;
деятельности;
правила
терминология;
основы
основы
разработки
возможные
развития
и
предпринимательской
финансовой
грамотности;
бизнес-планов;
порядок
выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
ОК 04
Эффективно
Умения:
организовывать
работу
и команды;
работать
и руководством, клиентами в ходе профессиональной
команде
коллективе
с
и
взаимодействовать
в
взаимодействовать
коллектива
коллегами,
деятельности
Знания:
психологические
основы
деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
10
основы проектной деятельности
ОК 05
Осуществлять
устную
и Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
письменную коммуникацию документы
по
профессиональной
тематике
на
на государственном языке государственном языке, проявлять толерантность в
Российской
Федерации
учетом
с рабочем коллективе
особенностей Знания: особенности социального и культурного
социального и культурного контекста;
контекста
ОК 06
правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений
Проявлять
гражданско- Умения:
патриотическую
описывать
позицию, специальности;
значимость
своей
применять
стандарты
демонстрировать осознанное антикоррупционного поведения
поведение
на
традиционных
основе Знания:
сущность
российских позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
духовно-нравственных
профессиональной
деятельности
ценностей, в том числе с (специальности);
учетом
гражданско-патриотической
стандарты
по
профессии
антикоррупционного
гармонизации поведения и последствия его нарушения
межнациональных
и
межрелигиозных отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07
Содействовать
сохранению Умения:
окружающей
соблюдать
среды, безопасности;
ресурсосбережению,
применять
изменении
в
рамках
направления
профессиональной
об деятельности по специальности осуществлять работу
климата, с
принципы
экологической
определять
ресурсосбережения
знания
нормы
соблюдением
принципов
бережливого
бережливого производства; организовывать профессиональную
производства,
эффективно деятельность
с
учетом
знаний
об
изменении
действовать в чрезвычайных климатических условий региона
ситуациях
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства; основные
направления
изменения
климатических
условий
региона
ОК 08
Использовать
средства Умения:
физической
культуры
сохранения
и
здоровья
в
использовать
для оздоровительную
укрепления здоровья,
деятельность
достижения
физкультурнодля
укрепления
жизненных
и
процессе профессиональных целей; применять рациональные
11
профессиональной
приемы двигательных функций в профессиональной
деятельности и поддержания деятельности;
необходимого
пользоваться
средствами
уровня профилактики перенапряжения, характерными для
физической
данной специальности
подготовленности
Знания:
роль
физической
культуры
в
общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека; основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности;
средства профилактики перенапряжения
ОК 09
Пользоваться
Умения:
профессиональной
произнесенных высказываний на известные темы
документацией
понимать
общий
смысл
четко
на (профессиональные и бытовые), понимать тексты на
государственном
и базовые профессиональные темы; участвовать в
иностранном языках
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о
своей
профессиональной
деятельности;
кратко
обосновывать и объяснять свои действия (текущие и
планируемые); писать простые связные сообщения
на знакомые или интересующие профессиональные
темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Виды
Код
деятельности
наименование
и Показатели освоения компетенции
компетенции
Ведение
ПК
технологическ
Осуществлять
их
1.1 Навыки:
процессов контроль
обогащения
технологического
изучения
технологических
схем
производственных процессов обогатительной
фабрики;
12
полезных
процесса
в организации
ископаемых
соответствии
с процесса;
согласно
технологическими обеспечения
заданным
документами.
параметрам
ведения
технологического
соблюдения
осуществления
контроля
технологических
параметров
и
за
соблюдением
режимов
процессов
обогащения полезных ископаемых;
проведения анализа нарушения требований
безопасности и правил безопасности.
Умения:
пользоваться
безопасными
приемами
производства работ;
использовать
прикладное
программное
обеспечение и информационные ресурсы в
области обогащения полезных ископаемых;
осуществлять контроль соблюдения параметров
и
режимов
технологических
процессов
обогащения;
читать
режимные
карты
технологического
процесса;
применять техническую терминологию;
выполнять
технологические
схемы
с
использованием прикладных программ;
выделять
из
технологической
схемы
обогащения, составляющие её технологические
процессы;
читать
типовые
технологические
схемы
обогащения и производить их расчёт по
заданным технологическим параметрам
Знания:
техническая терминология;
понятие о технологической дисциплине;
классификация
технологических
схем
обогатительных процессов;
назначение и сущность процессов подготовки
полезных
обогащению:
измельчения;
ископаемых
к
дальнейшему
дробления,
грохочения,
13
основные
технологические
типовые
параметры
технологические
и
схемы
подготовительных процессов;
основные технологические процессы:
промывка, гравитационные методы, флотация,
магнитная и электрическая сепарация;
физико-химические основы процессов;
основные
технологические
параметры
и
типовые технологические схемы основных
процессов;
назначение основных процессов обогащения
полезных ископаемых;
специальные методы обогащения, назначение,
технологические параметры и схемы;
сущность
операций
обезвоживания
и
пылеулавливания;
сушку,
технологию
процесса,
контрольно-
измерительные приборы сушильных установок;
очистку сточных вод, схемы очистки;
современные технологии обогащения:
пневматическое обогащение;
требования
охраны
труда
и
правила
безопасности при ведении технологических
процессов,
технические
характеристики
оборудования (основные и вспомогательные);
организацию
обеспечения
безопасного
технологического процесса обогащения;
прикладное
программное
информационные
обеспечение
ресурсы
в
и
области
обогащения полезных ископаемых.
ПК
1.2. Навыки:
Контролировать
участия
в
монтаже,
регулировке,
наладке
работу основных технического обслуживания эксплуатируемого
машин,
оборудования;
механизмов
и выявления и устранения причин, которые могут
оборудования
в привести
соответствии
с обогатительного оборудования.
к
аварийным
режимам
работы
14
паспортными
Умения:
характеристиками
производить
и
расчет
заданным подготовительного,
технологическим
вспомогательного
режимом.
осуществления
и
выбор
основного
и
оборудования
для
технологических
процессов
обогащения полезных ископаемых;
соблюдать технологические параметры работы
обогатительного оборудования в соответствии с
паспортными характеристиками.
Знания:
устройство, принцип действия обогатительного
оборудования;
область применения оборудования;
технические
характеристики
применяемого
оборудования;
правила
эксплуатации
подготовительного,
основного обогатительного и вспомогательного
оборудования
для
обогащения
полезных
ископаемых;
устройство
и
принцип
автоматических
защит
действия
и
систем
блокировок
обогатительного оборудования.
ПК
1.3. Навыки:
Обеспечивать
контроля соблюдения правил эксплуатации
работу
транспортного
транспортного
технологическом режиме, правил эксплуатации
оборудования.
бункерных,
оборудования
приемных
и
в
заданном
погрузочных
устройств, складов и отвалов;
участия
в
ремонте
и
обслуживании
транспортного оборудования.
Умения:
производить выбор и расчёт транспортного
оборудования
для
осуществления
технологических
процессов
обогащения
полезных ископаемых; ленточных, скребковых,
пластинчатых
элеваторов;
конвейеров,
обезвоживающих
15
производить расчёт
бункерных, приёмных,
погрузочных устройств, складов и отвалов.
Знания:
виды, классификацию транспортных средств
обогатительных фабрик;
виды и средства внутрифабричного транспорта;
транспортные
действия,
установки
непрерывного
конструкции,
правила
их
эксплуатации;
виды
и
средства
элементы
внешнего
конструкций,
транспорта,
правила
их
эксплуатации;
назначение,
типы,
эксплуатации
конструкцию,
бункерных,
правила
приемных
и
погрузочных устройств, складов и отвалов;
системы
автоматизации
автоматических
и
устройств
элементы
транспортного
оборудования;
основные
виды,
назначение,
элементы
грузоподъемных машин, ремонт и смазку
машин и оборудования, правила эксплуатации;
техника
безопасности
транспортного
и
при
эксплуатации
складского
оборудования
обогатительных фабрик.
ПК
1.4. Навыки:
Обеспечивать
соблюдения правил эксплуатации насосных и
контроль ведения компрессорных
станций,
монтажа
и
процессов
эксплуатации водопроводных сетей;
производственног
принятия
о обслуживания.
нарушении параметров работы автоматических
оперативных
решений
при
систем;
соблюдения
оптимального
режима
технологического процесса, работы отдельных
машин и комплексов оборудования;
контроля заземляющих устройств;
выявления
причин
срабатывания
автоматической защиты.
систем
16
Умения:
рассчитывать элементы водопроводных сетей;
выбирать и рассчитывать насосные станции;
выбирать
и
рассчитывать
компрессорные
станции;
читать схемы электроснабжения стационарных
электроустановок обслуживаемого участка;
выявлять
основные
неисправности
обслуживаемого электрооборудования.
Знания:
водоснабжение обогатительных фабрик:
источники, схемы, системы;
схемы водопроводных сетей, элементы, расчет;
систему канализации и очистки сточных вод;
хвостовое хозяйство обогатительных фабрик;
оборотное водоснабжение фабрик;
типовые
схемы
электроснабжения
стационарных электроустановок;
устройство,
принцип
электрооборудования
действия
стационарных
электроустановок;
типовые схемы ручного и дистанционного
управления и системы автоматизированного
управления процессами обогащения.
ПК
1.5.
Вести Навыки:
техническую
и заполнения журналов "приема-сдачи" смены,
технологическую
"Проведения инструктажей охраны труда";
документацию.
оформления наряда и заполнения книги выдачи
нарядов,
"наряд-допусков
на
работы
схемы
систем
повышенной опасности".
Умения:
читать
структурные
автоматического
сигнализации,
управления,
регулирования
технологических процессов;
составлять схемы отбора проб.
Знания:
защиты,
и
контроля
17
методы, средства и устройство автоматического
контроля;
аппаратура
и
система
централизованного
диспетчерского управления и контроля;
виды
технической
и
технологической
документации;
формы документов;
порядок
и
требования
документации
в
к
оформлению
соответствии
с
установленными правилами.
ПК
1.6. Навыки:
Контролировать и определения мест отбора проб в зависимости от
анализировать
применяемой
технологической
схемы
качество
требований, предъявляемых потребителем.
и
исходного сырья Умения:
и
продуктов обрабатывать пробу для анализа;
обогащения.
выполнять анализы на определение показателей
качества
исходного
сырья
и
продуктов
обогащения.
Знания:
цели и задачи опробования;
виды проб;
требования, предъявляемые к пробам;
методы отбора и обработки проб;
приборы,
реактивы
для
определения
показателей качества полезных ископаемых;
методические стандарты (ГОСТы) определения
показателей качества полезного ископаемого.
Обеспечение
ПК.2.1.
Навыки:
функциониров
Обеспечивать
участия
ания системы производственны
управления
й
контроль
в
разработке
безопасному
ведению
мероприятий
по
технологического
за процесса производственного подразделения;
охраной труда соблюдением
контроля
технологического
и
требований
соответствие
требованиям
промышленно
промышленной
безопасности
при
й
безопасности
оборудования;
безопасностью
предприятий
работе
процесса
на
промышленной
обогатительного
по контроля состояния средств пожаротушения
18
предприятий
обогащению
согласно табелю противопожарного инвентаря;
по
полезных
контроля сроков поверки огнетушителей при
обогащению
ископаемых
тушении пожаров электроустановок до 1000 V
полезных
и свыше 1000 V;
ископаемых
участия
в
учениях
горноспасательной
военизированной
части
по
ликвидации
пожара или аварии согласно плану ликвидации
аварий;
контроля выполнения комплексного плана и
плана ликвидации аварий;
составления
актов,
оказания
первой
медицинской помощи;
проверки
технологического
соответствие
объекта
требованиям
на
промышленной
безопасности;
Умения:
контролировать
параметры
работы
обогатительного оборудования в соответствии с
нормами,
инструкциями
и
правилами
безопасности;
анализировать
документы
и
и
применять
инструкции
нормативные
для
каждого
конкретного случая;
применять
действующие
правила
и
нормативные документы в области пожарной
безопасности;
пользоваться
средствами
коллективной
и
индивидуальной защиты;
владеть
методами
оказания
доврачебной
помощи пострадавшим;
анализировать
организации
в
локальные
документы
области
управления
промышленной безопасности.
Знания:
требования
федеральных
и
региональных
законодательных актов, норм и инструкций в
области
безопасности
ведения
процесса
19
обогащения полезных ископаемых;
требования правил и норм по промышленной
безопасности;
требования
правил
безопасности
в
соответствии с видом выполняемых работ;
требования правил пожарной безопасности;
требования к средствам пожаротушения;
действия
в
чрезвычайных
и
аварийных
ситуациях;
содержание и организацию мероприятий по
пожарной безопасности;
организация
работы
горноспасательной
службы;
методы и
средства оказания доврачебной
помощи пострадавшим при несчастных случаях
и авариях;
требования
по
технологических
обеспечению
безопасности
процессов,
эксплуатации
зданий и сооружений, машин и механизмов,
оборудования, электроустановок, транспортных
средств, применяемых на участке;
требования
федеральных
законодательных
актов в области промышленной безопасности
опасных производственных объектов;
способы
и
локализации
факторов,
средства
предупреждения
опасных
и
производственных
обусловленных
деятельностью
организации;
организация,
методы
и
средства
ведения
спасательных работ и ликвидации аварий в
организации;
полномочия
инспекторов
государственного
надзора и общественного контроля охраны
труда и промышленной безопасностью;
значение и содержание плана ликвидации
аварий.
ПК.2.2.
Навыки:
20
Содействовать
участия в разработке комплексного плана по
обеспечению
улучшению условий труда на рабочих местах;
функционировани
проверки
я
технологического
объекта
на
системы соответствие требованиям охраны труда.
управления
Умения:
охраной
труда участвовать в разработке мероприятий по
предприятий
по улучшению условий труда на рабочих местах;
обогащению
различать
полезных
производственные факторы;
ископаемых.
анализировать и сопоставлять с требованиями
вредные
нормативных
и
документов
опасные
должностные
и
производственные инструкции по охране труда;
идентифицировать опасные производственные
факторы;
анализировать
локальные
документы
организации в области управления охраной
труда и промышленной безопасности.
Знания:
требования правил и норм по охране труда;
основные положения трудового права;
требования охраны труда: опасные и вредные
производственные факторы;
основные положения по обеспечению гигиены
труда и производственной санитарии;
содержание должностной инструкции.
ПК.2.3.
Навыки:
Обеспечивать
оперативного
контроль
контроля
рабочих
мест
и
за оборудования;
соблюдением
контроля
требований
соответствие требованиям правил охраны труда
охраны
технологического
процесса
на
труда, при работе обогатительного оборудования;
включая
контроля
состояние
производственной инструкций по охране труда
рабочих
соблюдения
должностной
и
мест и на рабочих местах;
оборудования
предприятий
обогащению
контроля использования персоналом средств
по коллективной и индивидуальной защиты.
Умения:
21
полезных
оценивать
состояние
рабочих
мест
в
ископаемых
соответствии с требованиями охраны труда и
другими нормативными документами.
Знания:
требования охраны труда по обеспечению
работников
средствами
коллективной
и
индивидуальной защиты;
полномочия
инспекторов
государственного
надзора и общественного контроля охраны
труда и промышленной безопасностью;
значение
и
содержание производственного
контроля на обогатительной фабрике
ПК.2.4.
Навыки:
Обеспечивать
выявления
проведение
обогатительного
мероприятий,
оборудования, которые создают угрозу жизни и
нарушений
при
и
эксплуатации
вспомогательного
направленных на здоровью работников;
снижение
выявления
технологических
профессиональны
которые создают угрозу жизни и здоровью
х рисков.
работников;
проведения
мероприятий
нарушений,
по
снижению
профессиональных рисков.
Умения:
участвовать в разработке перечня мероприятий
по локализации опасных производственных
факторов;
регистрировать и анализировать полученные
данные по оценке профессиональных рисков;
составлять план по исключению или снижению
уровней профессиональных рисков.
Знания:
нормативная документация в области оценки
рисков;
уровень
приемлемого
риска
и
способы
обработки неприемлемого риска;
методы
оценки
применения;
риска
и
способы
их
22
требуемые
и
доступные
ресурсы
для
выполнения оценки риска;
система
управления
профессиональными
рисками;
виды
мероприятий
по
исключению
или
снижению профессиональных рисков.
Организация
ПК
3.1. Навыки:
деятельности
Обеспечивать
определения
персонала
выполнение
показателей деятельности производственного
производствен
плановых
подразделения;
ного
показателей
анализа
подразделения
производственног
подразделению.
предприятия
о подразделения
Умения:
технико-экономических
затрат
по
производственному
по
оценивать
обогащению
показателей работы подразделения;
полезных
определять нормы выработки для персонала
ископаемых
участка;
уровень
определять
технико-экономических
факторы,
производительность
влияющие
труда,
затраты
на
и
себестоимость по подразделению.
Знания:
основные
положения
Трудового
кодекса
Российской Федерации;
система оплаты труда.
ПК
3.2. Навыки:
Анализировать
процесс
контроля
обеспеченности
работников
и средствами индивидуальной защиты;
результаты
оценки
несчастных
деятельности
производственного травматизма;
персонала
оценки трудовой дисциплины и трудового
производственног
участия
персонала
случаев
в
и
производственной
о подразделения, деятельности подразделения;
планировать
и реализации проектов в области бережливого
организовывать
производства.
мероприятия,
Умения:
направленные на оценивать
повышение
состояние
охраны
промышленной безопасности;
труда
и
23
производительнос
определять потребность в рабочих кадрах и
ти труда за счет оценивать состояние трудовой дисциплины по
устранения
всех подразделению;
видов потерь
оценивать уровень квалификации персонала;
внедрять
инструменты
бережливого
производства на предприятии.
Знания:
основные сведения об экономическом анализе;
этапы проведения анализа;
способы сбора и обработки информации;
формы представления результатов анализа;
программное
обеспечение
автоматизированной
обработки
для
данных
и
создания информационной базы;
инструменты бережливого производства;
виды потерь в бережливом производстве.
ПК.3.3.
Навыки:
Обеспечивать
составления предложений и представлений о
мотивацию
и материальных
поощрениях
и
взысканиях
предложений
о
моральном
стимулирование
персонала;
трудовой
составления
деятельности
поощрении персонала;
персонала.
управления
конфликтными
ситуациями
в
коллективе.
Умения:
строить и анализировать свою речь, владеть
культурой речи;
заинтересовать
слушателей
в
процессе
обучения;
оценивать
мотивационные
потребности
персонала;
организовывать
мероприятия
здоровьесбережению
по
трудящихся,
соревнования по профессии;
владеть приемами морального стимулирования
персонала;
владеть приемами управления конфликтными
24
ситуациями.
Знания:
мотивация труда, управление конфликтами,
этику делового общения;
факторы,
влияющие
на
психологический
климат в коллективе;
психологические
аспекты
управления
коллективом;
принципы делового общения в коллективе.
ПК.
3.4. Навыки:
Проводить
проведения инструктажей по охране труда для
инструктажи
охране
труда
по рабочих;
и ведения учетной документации по охране труда
промышленной
и промышленной безопасности;
безопасности
Умения:
при проведении инструктажей сопоставлять
несчастные случаи в родственных организациях
с возможными ситуациями на данном участке;
анализировать и доводить до подчиненных
возможные места и причины возникновения
опасных производственных ситуаций;
анализировать
уровень
травматизма
в
производственном подразделении;
Знания:
виды инструктажей;
инструкции по охране труда и промышленной
безопасности;
должностные инструкции;
правила внутреннего распорядка организации.
Освоение
Освоение
видов Навыки:
видов работ по работ
одной
или профессии
по Ведения
процессов освещения, сгущения,
промывание пульпы и шлама, грохочения,
нескольким
машиниста
дробление,
дозировка,
профессиям
установок
обезвоживания,
транспортировки
рабочих,
обогащения
должностям
брикетирования
служащих
и готовой
продукции
на
установках
всех
Проводить
загрузки
фильтрации,
сырья
и
технологических
типов;
и
разгрузки
25
обслуживаемого
оборудования;
периодического
контроля и регулирование
давления, вакуума, чистоты фильтрата, подачи
реагентов, пульпы,
оборудования
за
измерительных
воды, режимов работы
показаниями
приборов
контрольно-
и
результатам
анализов; устранение подсосов, пробок, уборки
просыпи; Обслуживания насосных установок;
Выполнения периодического контроля
за
наличием масла в маслонасосах и редукторах,
пасов
в
передачах
и
их
натяжением,
сохранностью сит; устранение зашламовок сит;
пуск
и
остановку,
оборудования,
чистки
выявляет
и
промывки
и
устраняет
неисправности в его работе, принимает участие
в
ремонте;
нормативных
Применения
документов,
деятельности;
нормативных
действующих
касающиеся
Выполнения
актов
и окружающей
об
среды,
его
требований
охране
соблюдает
труда
нормы,
методы и приемы безопасного выполнения
работ.
Умения:
Выдерживать в заданных пределах режимы
работы
фильтр-установок:
давления
и
разряжения, подачи пульпы в корыта вакуумфильтров;
Пользоваться
программным
обеспечением, применяемым на рабочем месте
оператора фильтр-установок; Корректировать
по
показаниям
контрольно-измерительных
приборов и данным лабораторных анализов
параметры
работы
обеспечения
фильтр-установок
заданных
эффективности
процесса
для
показателей
фильтрации:
плотности и остаточной влажности осадка,
удельного
веса
продуктов
фильтрации,
соотношения «жидкое - твердое» в фильтратах;
26
Определять
визуально
использованием
и
приборов
(или)
с
отклонения
параметров (режимов) работы оборудования;
Управлять
регулирующими
устройствами
основного и вспомогательного оборудования
участка фильтрации; Выдерживать в заданных
пределах режимы работы фильтр-установок
периодического (цикличного) действия: время
начала и прекращения подачи пульпы, усилие и
темп прессования; Производить регенерацию
фильтровальных
настройку
элементов;
и
подналадку
Производить
применяемого
оборудования и технологической арматуры
между циклами фильтрации и (или) по мере
снижения
эффективности;
Безопасно
обслуживать вакуумные агрегаты и агрегаты,
работающие
под
давлением;
Производить
регенерацию фильтров после завершения цикла
прессования
в
периодического
фильтр-установках
действия
(промывка,
встряхивание, продувка) и по мере снижения
эффективности
работы
фильтров
при
фильтрации сжимаемых осадков; Визуально
оценивать состояние датчиков КИПиА для
принятия решения об их очистке или замене;
Применять
программное
обеспечение
на
рабочем месте оператора фильтр-установки;
Применять средства индивидуальной защиты,
газозащитную
аппаратуру,
средства
пожаротушения и пользоваться аварийным
инструментом
в
аварийных
ситуациях;
Определять визуально или с использованием
приборов
контрольно-измерительной
аппаратуры (КИПиА) отклонение текущего
состояния
и
параметров
технологической
Производить
оборудования
арматуры
регламентные
от
и
нормы;
работы
по
27
текущему
обслуживанию
и
регулировке
основного и вспомогательного оборудования,
технологической арматуры и приспособлений,
применяемых
в
процессе
фильтрации;
Безопасно осуществлять чистку, замену и
подготовку к работе фильтрующих материалов
и элементов, разборку и сборку фильтров;
Визуально оценивать состояние фильтрующих
элементов, корпусов фильтр-агрегатов, баковой
аппаратуры; Восстанавливать герметичность
фитингов и соединений своими силами или с
привлечением, при необходимости, персонала
ремонтных служб; Выявлять наличие свищей и
подсосов
в
системах
вакуумирования
и
компрессии, наличие течей из резервуаров и
фитингов
в
системах
подачи
пульпы,
суспензий, откачки фильтратов.
Знания:
конструкции, технические характеристики и
режимы работы обслуживаемого оборудования;
схему
коммуникаций;
технологического
правила
процесса
на
ведения
установках
обогащения и брикетирования;
устройство
применяемых
измерительных
приборов
контрольнои
пусковой
аппаратуры, правила ухода за ними;
схему
автоматической
обслуживаемого
блокировки
оборудования;
технические
условия, марки и группы угля (сланца);
состав шихты, методы ее расчета; методику
определения качественных показателей сырья;
схемы пароснабжения и отвода конденсата от
грохотов;
систему, периодичность смазки и требования,
предъявляемые к смазочным материалам;
причины
работе
возникновения
неисправностей
в
обслуживаемого
оборудования
и
28
способы
их
устранения;
электрослесарного дела.
основы
29
5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
В учебном плане ППССЗ по специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых определен перечень учебных дисциплин,
профессиональных модулей, учебной и производственной практик; общая и аудиторная трудоемкость, последовательность изучения учебных
дисциплин, профессиональных модулей, распределение по курсам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации, указаны
формы государственной итоговой аттестации, объем времени, отведенного на подготовку и проведение ГИА.
При составлении учебного плана учтены общие требования к условиям реализации программа подготовки специалистов среднего звена
сформулированные в ФГОС CПО по специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых.
2 курс
3 курс
4 курс
1
сем
./
17
нед
.
2
сем
./
24
нед
.
3
сем./
17
нед
4
сем
./
20(
4)
нед
5
сем./
17
нед.
6
сем
./
16(
8)
нед
7
сем
./
10(
7)
нед
.
8
сем./14(
10) нед.
Промежуточная
аттестация
Объем образовательной нагрузки
78
78
1 курс
Практическая
подготовка
Консультации
ДЗ
кДЗ(ДУПКВ
.01)
Во взаимодействии с преподавателем
курсовых работ
(проектов)
Русский язык
Литература
147
6
134
8
Распределение обязательной нагрузки по курсам и
семестрам (час в семестр)
лабораторных и
практических
ОУП.01
ОУП.02
Учебная нагрузка обучающихся (час)
самостоятельная учебная
нагрузка
всего учебных
занятий
Теоретическое
обучение
ОУП
Общеобразовательный
цикл
Обязательные
учебные предметы
Экзамены
Индекс
ОП
Формы
промежуточной
аттестации
Зачеты/диф.зачеты
Наименование циклов,
дисциплин,
профессиональных
модулей, МДК,
практик
92
138
4
130
0
740
620
0
0
6
18
612
864
0
0
0
0
0
0
696
586
0
0
6
12
578
770
0
0
0
0
0
0
78
78
78
78
34
34
44
44
Нагрузка на
дисциплины и МДК
в т.ч.
48
30
ОУП.03.
У
ОУП.04
ОУП.05.
У
ОУП.06.
У
ОУП.07
ОУП.08
ОУП.09
ОУП.10
ОУП.11
ОУП.12
ОУП.13
Математика
ДУПКВ
Дополнительные
учебные предметы,
курсы по выбору
Родной язык и (или)
государственный язык
республики
Российской
Федерации/Родная
литература
Основы проектной
деятельности
ДУПКВ.
01
ДУПКВ.
02
СГ.00
СГ.01
СГ.02
Иностранный язык
Информатика
Индивидуальный
проект (предметом не
является)
Социальногуманитарный цикл
История России
Иностранный язык в
профессиональной
деятельности
334
16
318
Э
118
100
Э
178
ДЗ
Физика
Химия
Биология
История
Обществознание
География
Физическая культура
Основы безопасности
и защиты Родины
Э
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
156
156
16
118
84
16
118
62
16
162
78
78
34
44
94
78
34
100
78
18
22
94
78
34
16
22
44
100
34
84
44
34
44
34
44
94
78
34
100
78
128
44
кДЗ
(ОУП.02)
44
44
ДЗ
40
40
2
0
0
4
136
198
2
4
52
34
66
66
2
4
68
110
34
0
50
34
34
34
34
0
44
44
44
0
66
44
34
94
0
44
18
22
16
28
0
0
0
34
6
6
0
0
0
0
0
0
176
72
102
222
82
76
36
34
34
44
44
0
0
730
28
702
444
кДЗ (СГ.10)
76
2
74
74
76
З,З,З,З,ДЗ
178
12
166
166
36
258
0
0
0
0
38
31
СГ.03
Безопасность
жизнедеятельности
Физическая культура
Основы бережливого
производства
-,ДЗ
70
З,З,З,З,ДЗ
кДЗ (СГ.08,
СГ.09)
Основы финансовой
грамотности
Основы
интеллектуального
труда и
предпринимательской
деятельности
Профессиональная
адаптация
СГ.09
2
68
48
20
168
60
4
168
56
8
40
160
16
кДЗ (СГ.07)
48
2
46
30
16
48
кДЗ (СГ.06)
34
2
32
16
16
34
кДЗ (СГ.05,
СГ.09)
32
2
30
20
10
32
Правовые основы
профессиональной
деятельности
кДЗ (СГ.05,
СГ.08)
32
2
30
20
10
32
СГ.10
Русский язык и
культура речи
кДЗ (СГ.01)
32
32
22
10
ОП.00
Общепрофессиональн
ый цикл
Инженерная графика
Электротехника и
электроника
32
376
4
4
106
6
78
92
642
ДЗ
109
8
82
96
20
58
58
26
2
104
4
100
80
12
120
2
118
90
20
98
4
94
8
86
СГ.04
СГ.05
СГ.06
СГ.07
СГ.08
ОП.01
ОП.02
ОП.03
Техническая механика
ОП.04
Геология
ОП.05
Цифровые технологии
в профессиональной
деятельности
,Э
,Э
,Э
кДЗ (ОП.13)
32
36
40
30
28
34
60
38
32
0
0
12 36
0
0
314
496
6
26
38
56
58
2
6
46
58
2
6
38
82
48
50
106
150
32
0
32
ОП.06
ОП.07
Опробование и
контроль
технологических
процессов обогащения
Физико-химические
методы анализа
ОП.08
ОП.09
ОП.10
ОП.11
ОП.12
Математика
Основы экономики
Охрана труда
Основы горного дела
Метрология,
стандартизация и
сертификация
ОП.13
Система
автоматизированного
проектирования
ОП.14
ОП.15
Материаловедение
Экологические основы
природопользования
П.00
Профессиональный
цикл
Ведение
технологических
процессов обогащения
полезных ископаемых
согласно заданным
параметрам
Основы обогащения и
переработки полезных
ископаемых
ПМ. 01
МДК
01.01
ДЗ
80
4
76
56
20
Э
170
2
168
142
18
2
6
Э
66
32
32
54
32
2
2
64
30
32
54
32
34
12
12
40
22
22
18
20
14
10
2
6
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
кДЗ (ОП.05)
48
2
46
4
42
52
32
2
50
32
32
32
10
42
874
264
80
Э
м
227
6
114
2
12
836
558
174
60
Э
170
4
166
114
44
Э
ДЗ
80
74
96
66
32
32
54
32
48
2
6
52
32
МДК
01.02
Технологический
процесс обогащения
полезных ископаемых
Э
330
4
326
210
40
60
Раздел 1
Проектирование
обогатительных
Э
128
4
124
66
20
30
90
0
28
8
0
24 92
0
0
122
296
404
492
498
464
12 38
0
0
74
224
264
198
260
122
74
96
0
0
128
110
92
0
2
6
4
12
2
6
0
0
128
33
фабрик
Раздел 2
Технология
обогащения полезных
ископаемых
Механизация
основных и
вспомогательных
процессов
обогатительной
фабрики
Транспортное
оборудование
обогатительных
фабрик и складов
Гидравлика и
водовоздушное
хозяйство
обогатительных
фабрик
Электроснабжение и
автоматизация
процесса обогащения
ДЗ
Учебная
ознакомительная
Учебная (подготовка к
ДЭ)
Производственная
практика
ПМ.01.Э Экзамен по модулю
ДЗ
72
72
ДЗ
72
72
ДЗ
144
14
4
МДК
01.03
Раздел 1
Раздел 2
МДК
01.04
УП.01.0
1
УП.
01.02
ПП. 01
ДЗ
Э
202
Э
192
Э
202
144
20
30
4
188
126
50
0
96
2
94
68
96
2
94
156
156
6
2
6
4
8
20
2
4
58
30
2
4
108
40
2
6
0
0
0
0
56
136
56
40
110
92
0
0
0
88
24
44
96
72
72
144
6
6
34
ПМ. 02
Обеспечение
функционирования
системы управления
охраной труда и
промышленной
безопасностью
предприятий по
обогащению полезных
ископаемых
МДК
Система управления
02.01
охраной труда и
промышленной
безопасностью на
предприятиях по
обогащению полезных
ископаемых
Раздел 1 Охрана труда в
отрасли и
промышленная
безопасность
Раздел 2 Правила технической
эксплуатации
электроустановок
МДК
Управление
02.02
профессиональными
рисками на
предприятиях по
обогащению полезных
ископаемых
УП. 02
Учебная "Охрана
труда"
ПП. 02
Производственная
практика
ПМ.02.Э Экзамен по модулю
Э
м
366
4
212
140
48
0
14
4
6
24
0
0
0
0
48
0
68
250
Э
168
4
164
108
40
0
0
4
12
0
0
0
0
48
0
68
52
120
4
116
76
32
2
6
68
52
48
32
8
2
6
48
32
8
2
6
0
48
Э
48
Э
48
0
0
0
48
0
0
0
0
0
0
ДЗ
36
36
36
ДЗ
108
10
8
108
6
6
6
35
ПМ. 03
Организация
деятельности
персонала
производственного
подразделения
предприятия по
обогащению полезных
ископаемых
МДК.03. Организация и
01
управление
персоналом
производственного
подразделения
предприятия по
обогащению полезных
ископаемых
ПП. 03
Производственная
ДЗ
практика
ПМ.03.Э Экзамен по модулю
ПМ. 04
Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих
МДК
Слесарные работы
04.01
МДК
Выполнение работ по
04.02
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих
УП. 04
Учебная практика
слесарная
ПП. 04
Производственная
практика на освоение
рабочей профессии
ПМ.04.Э Экзамен по модулю
Э
м
262
20
128
72
28
20
Э
148
20
128
72
28
20
108
6
134
104
Э
48
2
46
38
Э
92
4
88
66
14
0
36
0
14
ДЗ
72
72
ДЗ
288
28
8
6
2
12
2
6
0
0
0
0
0
0
10
8
6
506
Э
м
10
8
170
92
62
86
108
4
6
18
2
6
2
6
0
0
48
72
92
294
48
92
72
288
6
6
0
6
0
36
Всего объем образовательной программы в
академических часах, в т.ч:
ГИА
594
0
19
4
315
2
270
0
151
8
80
90
0
42 14
6
612
864
612
864
612
864
612
900
Практическая
подготовка
учебная и
производственная
практика
104
4
900
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
144
0
288
252
360
0
0
0
0
0
90
0
90
0
0
0
0
0
0
144
0
288
252
216
преддипломная
практика
Промежуточная
аттестация и
консультации
Государственная
итоговая аттестация
144
144
188
216
216
Всего
Государственная итоговая аттестация в форме
демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта
Промежуточная аттестация, включая комплексные формы
экзаменов ( в т.ч.
0
3
3
4
квалификационн
ых)
диф.зачетов/заче
2
8
2
8
тов, без
физкультуры
4
2
1
7
2
7
4
4
37
6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования
к
материально-техническому
оснащению
образовательной
программы
Материально-техническая
база
обеспечивает
проведение
лабораторных
работ
и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной
практики.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
санитарным
и
противопожарным нормам.
Реализация ППССЗ обеспечивает:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как
обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение
обучающимся
профессиональных
модулей
в
условиях
созданной
соответствующей образовательной среды в техникуме или на предприятиях (в организациях) в
зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечен рабочим
местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
6.1.1. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров, тренажерных
комплексов и другого оборудования, обеспечивающих проведение всех предусмотренных
образовательной программой видов занятий, практических и лабораторных работ, учебной
практики, выполнение курсовых работ, выпускной квалификационной работы
Кабинеты:
Гуманитарных дисциплин
Иностранного языка
Математики
Экологических основ природопользования
Основ бережливого производства
Основ финансовой грамотности
Инженерной графики
Технической механики
Информационных технологий
Экономики и управления предприятием
Охраны труда
Безопасности жизнедеятельности
Электротехники и электроники
Электрооборудования и электроснабжения
38
Механизации горных работ
Автоматизации предприятий
Горного и маркшейдерского дела
Горной механики
Технологии и безопасности взрывных работ
Лаборатории:
Электротехники и электроники
Метрологии, стандартизации и сертификации
Горных машин и комплексов
Карьерного транспорта
Электрооборудования и электроснабжения
Автоматизации горных предприятий
Горной механики
Маркшейдерского дела
Учебные мастерские:
Слесарно-механическая
Спортивный комплекс:
Спортивный комплекс – игровой зал, тренажёрный зал, борцовский зал
Стадион открытого типа «Шахтер»
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет»;
актовый зал.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и
баз практики по специальности
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Социально-экономических дисциплин: Посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя; компьютер; мультимедийный проектор.
Иностранного языка: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов, компьютер; мультимедийный
проектор.
Математики:
Посадочные
места
по
количеству
обучающихся;
рабочее
место
преподавателя; доска; чертежные принадлежности; таблицы; модели геометрических тел;
компьютер; интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Информационных технологий автоматизированного проектирования: Посадочные места
по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; компьютеры по количеству
обучающихся; комплект учебно-методической документации мультимедийный проектор.
39
Химических дисциплин: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал, схемы, плакаты, интерактивная
доска.
Метрологии, стандартизации и сертификации: Посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий «Метрология
и стандартизация»; информационный стенд «Стандарты»; компьютер; мультимедийный
проектор.
Охраны труда и безопасности жизнедеятельности: Посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий и плакатов,
компьютер; мультимедийный проектор; Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7;
Респиратор Р-2; Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11); Противопыльная
тканевая маска; Медицинская сумка в комплекте; Носилки санитарные; Аптечка индивидуальная
(АИ-2); Шинный материал (металлические, Дитерихса); Огнетушители порошковые (учебные);
Огнетушители пенные (учебные); Огнетушители углекислотные (учебные); Учебные автоматы
АК-74; Учебный пистолет ПМ; Комплект плакатов по Гражданской обороне; Комплект плакатов
по Основам военной службы; мультимедиапроектор; Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2;
дозиметр радиации).
Основ бережливого производства: Посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя; стенды; технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с
лицензионным
программным
обеспечением;
комплект
проекционного
оборудования
(интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер.
Основ финансовой грамотности: Посадочные места по количеству обучающихся, рабочее
место преподавателя; стенды; технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с
лицензионным
программным
обеспечением;
комплект
проекционного
оборудования
(интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер.
Инженерной графики: Посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место
преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал, модели деталей и узлов, схемы,
набор деталей и узлов, плакаты, интерактивная доска.
Технической
механики
и
материаловедения:
Посадочные
места
по
количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; дидактический материал; раздаточный материал,
схемы, плакаты, интерактивная доска.
6.1.2.2. Оснащение баз практик
Реализация
образовательной
программы
предполагает
обязательную
учебную
и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских ГБПОУ РХ «Черногорский горно-
40
строительный
техникум»
и
требует
наличия
оборудования,
инструментов,
расходных
материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием
программ профессиональных модулей.
Оборудование
предприятий
и
технологическое
оснащение
рабочих
мест
производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дает
возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам
деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий,
материалов и оборудования.
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками
образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной
программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников
организаций,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности и имеющих стаж работы в данной профессиональной области
не менее 3 лет.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
получают
дополнительное
профессиональное
образование
по
программам
повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности, в общем числе
педагогических
работников,
реализующих образовательную программу, не менее 25 процентов.
6.3. Требованиям к информационным и учебно-методическим условиям реализации
образовательной программы
Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными изданиями и
электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра
каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной
литературы,
на
одного
обучающегося
из
числа
лиц,
одновременно
осваивающих
соответствующую дисциплину (модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена
печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25
процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
41
Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным
профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых
определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при
необходимости).
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией
по всем учебным дисциплинам (модулям).
Перечень комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного
обеспечения, в том числе отечественного производства.
№
Наименование
лицензионного
и
свободно Код
п/п
распространяемого программного обеспечения, в учебной
том числе отечественного производства
1
Мультимедийная
обучающая
система
и
наименование Количеств
дисциплины о
(модуля)
по ПМ
1.
Ведение
горнодобывающему оборудованию 3Д Атлас Тип технологических процессов
1
обогащения
полезных
ископаемых
согласно
заданным параметрам
2
Мультимедийная
обучающая
система
по ПМ
1.
Ведение
горнодобывающему оборудованию 3Д Атлас Тип технологических процессов
2
обогащения
полезных
ископаемых
согласно
заданным параметрам
7. Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации и
организация оценочных процедур по программе
Оценка качества освоения программы включат текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся с применением ЭО, ДОТ по
каждой дисциплине, модулю может осуществляться традиционно при непосредственном
взаимодействии педагогического работника и обучающегося и дистанционно посредством
инфокоммуникационных сетей с применением средств коммуникации и связи в электронной
среде. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся (слушателей) с
применением ЭО, ДОТ по каждой дисциплине, профессиональному модулю в электронной среде
осуществляется
посредством
технологий,
обеспечивающих
объективность
оценивания,
сохранность результатов и возможность компьютерной обработки информации по результатам
всего обучения с применением ЭО, ДОТ. Проведение текущего и промежуточного контроля
допускается осуществлять в асинхронном режиме (off-line) посредством тестирования и
42
синхронном режиме (on-line) в формате видеоконференцсвязи.
В рамках одной или нескольких изучаемых учебных дисциплин общеобразовательного
цикла выполняется индивидуальный проект. Выполнение проекта осуществляется обучающимся
самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной
области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность
навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки
цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных,презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в
рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен
в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Защита индивидуальных проектов осуществляется в очном, либо дистанционном
формате. Защита индивидуальных проектов в дистанционном формате происходит при помощи
программ для видео конференцсвязи (ВКС).
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение
первых двух месяцев от начала обучения. Задания разрабатываются преподавателями,
реализующими программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Оценочные средства для промежуточной аттестации обеспечивают демонстрацию
освоенности всех элементов программы СПО и выполнение всех требований, заявленных в
программе как результаты освоения.
ФОС по программе для специальности формируются из комплектов оценочных средств
текущего контроля промежуточной и итоговой аттестации:
учебным
комплект оценочных средств текущего контроля, который разрабатывается по
дисциплинам
и
профессиональным
модуля
преподавательским
составом
образовательной организации, и включают: титульный лист; паспорт оценочных средств;
описание оценочных процедур по программе;
-
комплект оценочных средств по промежуточной аттестации, который включает
43
контрольно-оценочные средства для оценки освоения материала по учебным дисциплинам и
профессиональным модулям;
- фонды оценочных средств по государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация по специальности 21.02.18 Обогащение полезных
ископаемых проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта.
В ходе государственной итоговой аттестации оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС. Государственная итоговая
аттестация организована как демонстрация выпускником выполнения одного или нескольких
основных видов деятельности по специальности.
Для государственной итоговой аттестации по программе образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и фондыоценочных средств.
Задания для демонстрационного экзамена, разрабатываются ФГБОУ ДПО «Институт
развития профессионального образования» на основе требований к результатам освоения
образовательной программы СПО, установленных соответствии с ФГОС СПО, включая
квалификационные требования, заявленные организациями, работодателями, заинтересованными
в подготовке кадров соответствующей квалификации.
Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
включают составные части – инвариантную часть (обязательную часть) и вариативную часть
(необязательную), содержание которой определяет образовательная организация самостоятельно
на основе содержания реализуемой основной образовательной программы СПО, включая
квалификационные требования, заявленные организациями, работодателями, заинтересованными
в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной
договора о сетевой форме реализации образовательных программ и (или) договора о
практической
подготовке
обучающихся,
утверждаются
руководителем
(директором)
образовательной организации и доводятся до сведения обучающихся в срок не позднее чем за
шесть месяцев до начала процедуры итоговой аттестации.
Фонды оценочных средств для проведения ГИА включают типовые задания для
демонстрационного экзамена, темы дипломных проектов, описание процедур и условий
проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Выпускникам, освоившим программу подготовки специалистов среднего звена в полном
объеме
и
прошедшим
государственную
итоговую
аттестацию,
выдаются
диплом
государственного образца о среднем профессиональном образовании, заверенный печатью.